МТС решила привлечь партнеров в свои бизнесы
Зачем нужна реорганизацияМТС ведет «много переговоров» с потенциальными партнерами для своих направлений экосистемы. Об этом сообщил Вячеслав Николаев, до недавнего времени президент МТС, в пятницу, 20 декабря, в ходе онлайн-звонка с инвесторами, передает корреспондент РБК. Детали он не раскрыл, но пояснил, что речь идет о компаниях в разных направлениях, некоторые из которых «могут удивить».
О первых крупных партнерах компания планирует объявить в первом полугодии 2025 года. «Они не все будут equity (вхождение в капитал. — РБК), нам необязательно входить в долю. Иногда это хорошо цементирует партнерства, но иногда это само по себе является сложным, особенно с крупными партнерами. Поэтому мы вполне готовы [создавать партнерства] на коммерческих условиях, договорах», — рассказал Николаев. По его словам, компания может предложить партнерам «хорошие возможности с точки зрения программ лояльности, некоторые IT-возможности».
Зачем нужны партнеры
Ранее в пятницу МТС объявила об изменениях в своей структуре: компания превратится в холдинг, нетелекоммуникационные бизнесы будут выделены в отдельные юрлица под управлением новой компании «Экосистема МТС» (будет 100-процентной «дочкой» МТС). Сама МТС сосредоточится на развитии телеком-направления. Гендиректором компании назначена Инесса Галактионова, которая до недавнего времени занимала пост первого вице-президента по телекоммуникационному бизнесу. Гендиректором «Экосистемы МТС» назначен Ровшан Алиев. Сам Николаев перейдет на должность председателя совета директоров, должность президента будет упразднена.
В отдельные компании будут выделены следующие направления: финтех, медиахолдинг, AdTech (рекламный бизнес), MTC Web Services (MWS, IT-бизнес), «Юрент» (сервис аренды электросамокатов). Как пояснил Николаев, реорганизация будет завершена летом 2025 года, но «какие-то вещи будут появляться значительно раньше». «Считаю, что такое преобразование приведет нас не только к скорости принятия решения, но и дополнительной скорости роста в этих бизнесах, улучшит финансовые показатели», — отметил Николаев.
Он напомнил, что МТС является открытой экосистемой, у компании уже много внешних партнеров. «Я верю, что во время кризиса у нас появится еще много партнеров, которые гораздо легче войдут в экосистему МТС через [новую] структуру», — сообщил Николаев. Он также отметил, что для компании «важная часть финансового уравнения» — это IPO активов. МТС будет выводить их на биржу настолько быстро, насколько активы будут к этому готовы, «если рынок позволит». Среди компаний, которые могут в будущем вывести на биржу, назвали MWS, которая в рамках реорганизации объединит все IT-бизнесы группы: МТС Digital, МТС AI, МТС Big Data и CloudMTS.
Как пояснил в ходе звонка вице-президент МТС по финансам Алексей Катунин, трансформация приведет к большей прозрачности бизнесов, позволит контролировать долговую нагрузку. «Разделив и дав большую автономию, мы сможем вменить и дать большую ответственность руководителям вертикалей. <…> Отделяя одни бизнесы от других, мы сможем локализовать более рисковые инвестиции или инвестиции с непрямой отдачей и минимизировать их, управлять ими осознанно, сконцентрировавшись на тех бизнесах, которые приносят большую отдачу», — сообщил Катунин. По его словам, компания также занимается оптимизацией затрат во всех бизнесах и отказалась «от всего, от чего можно отказаться». В следующем году МТС планирует сократить свою инвестиционную программу: компания откажется или перенесет на будущие периоды те инвестиции, которые не дают быстрой отдачи. То же самое касается M&A-активности. Первыми под оптимизацию попадут направления, которые не показали эффективность. Среди подобных Катунин назвал «МТС Авто», «МТС Умный дом» и МТС Travel. Здесь в первую очередь будут остановлены инвестиции.
«МТС Авто» — «дочка» МТС, которая занимается предоставлением скоростного интернета в автомобилях, разработкой бортовых информационных и мультимедийных систем, систем connectivity и телематики (специальный тариф для передачи данных между устройствами при помощи GPRS, SMS, ММS или CSD, используется для мониторинга транспорта и курьеров), аппаратных решений для безопасности вождения. Компания была зарегистрирована в 2015 году. В марте 2023-го МТС приобрела 100% «Ди Вай Технолоджис», которая строит завод для промышленного производства автомобильной электроники в технополисе «Москва». Выручка за 2023 год составила 500 млн руб., убыток — 5,5 млн руб.
«МТС Умный дом» была учреждена в начале 2023 года на базе «Гольфстрима», в котором МТС принадлежит 58,38%. Занимается безопасностью («умное» страхование, защита от проникновений и аварий), сервисами геолокации и помощи (кнопка SOS, геотаргетинг детей и родственников), домашними бытовыми сервисами и видеоаналитикой. Выручка за 2023 год составила 26 млн руб., убыток — 188,7 млн руб.
МТС Travel была зарегистрирована в середине 2022 года. В том же году компания купила систему бронирования отелей «Броневик». Выручка МТС Travel за 2023 год составила 4,7 млн руб., увеличившись на 29% по сравнению с предыдущим годом, убыток составил 148,5 млн руб.
Как пояснил Николаев, отказ от неэффективных направлений будет происходить по-разному. Например, компания планирует продать часть «МТС Авто» и сейчас находится на этапе финальных переговоров. «Что касается МТС Travel, это вполне успешный бизнес, но с точки зрения финансовой отдачи нам сейчас тянуть этот бизнес нерационально. Видим возможность объединения с другими игроками, то есть это будет скорее совместное предприятие», — сообщил Николаев, не уточнив детали.
При этом Катунин подчеркнул, что в последнюю очередь под оптимизацию попадет развитие телеком-инфраструктуры. «Все инвестиции, которые нужны для поддержания емкости сети, ее стабильности, удержания качества связи на текущем уровне и его улучшения и нашей конкурентоспособности в базовом бизнесе, мы сохраняем», — рассказал Катунин.
Какие перспективы
Как прогнозируют в МТС, в этом году выручка группы может превысить 700 млрд руб., а в 2027-м достигнет показателя 1 трлн руб. Доля нетелекоммуникационных доходов превысит 50% в 2026 году (сейчас составляет около 45%). При этом МТС подтвердила свою дивидендную политику, которая предполагает выплаты в размере не менее 35 руб. на одну акцию в год.
Как отметил Владислав Николаев, в письме сотрудникам он упоминал, что переживает не впервые период непростых финансовых условий и уверен, что при любых изменениях и сложностях главное — это не опускать руки, продолжать действовать. «В этом случае даже от изменений, которых люди обычно боятся, вы получаете исключительно положительный эффект, потому что находите для себя новые пути», — отметил он.
При текущих реалиях у закредитованных компаний растут процентные издержки, говорит директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций» Андрей Петров. Рост издержек также связан с «горячим» рынком труда, поэтому решение компании о сокращении неэффективных инвестиционных проектов и оптимизации персонала Петров называет «абсолютно верным». Также МТС дала четкий сигнал, что в 2025 году основной задачей компании будет сокращение долговой позиции, напомнил эксперт.
В первую очередь к размещению могут быть интересны два больших актива, IPO которых может произойти достаточно быстро, — MWS и «Юрент», считает портфельный управляющий по акциям УК «Альфа-Капитал» Никита Зевакин. «Из-за увеличения инвестиций в IT и растущего спроса на импортозамещение MWS может значительно увеличить свои доходы. Но такая прибыль станет заметной только через несколько лет, когда завершится этап вложений в развитие бизнеса», — отметил Зевакин. Он напомнил, что на рынке уже торгуются акции Woosh, инвесторы знакомы с кикшеринговым бизнесом и, вероятно, будут готовы аллоцировать часть капитала в «Юрент». Партнерства, по мнению Зевакина, могут быть интересны в первую очередь в тех сегментах бизнеса, где предполагается значительный рост инвестиций или капитальных затрат перед ростом монетизации. В первую очередь это касается развития центров обработки данных, которые требуют больших вложений. «Если компания сможет разделить часть инвестиций с партнерами, денежный поток будет более стабильным и будет расти быстрее. Это поможет компании получить более высокую оценку на рынке как при размещении, так и позже», — заключил эксперт.
Источник РБК на рынке туристических агрегаторов говорит, что в связи с тем, что МТС Travel работает на базе собственной платформы бронирования отелей «Броневик», он интересен для многих крупных игроков рынка travel tech. В частности, для «Авито Путешествий», которые тоже пользуются «Броневиком» и в октябре запустили направление бронирования отелей. Кроме того, сотрудничеством с МТС Travel могут заинтересоваться банки, которые сейчас развивают направление путешествий, — Т-банк, Альфа-банк, «Сбер». Рынки b2c- и b2b-продаж активно развиваются, поэтому консолидация различных компаний приводит к лучшим результатам и развитию таких проектов, считает вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин.