Технологии и медиа, 21 мар 2016, 15:17

МТС единственная из «большой тройки» увеличила выручку в 2015 году

Выручка МТС по итогам прошлого года выросла на 5%. По динамике роста оператор обошел «ВымпелКом» и «МегаФон», но уступил Tele2
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Выручка оператора связи МТС выросла по итогам 2015 года на 5%, до 431,2 млрд руб., говорится в сообщении компании. Таким образом, МТС стала единственным оператором «большой тройки», которому удалось вырасти за прошлый год: «ВымпелКом» (бренд «Билайн») за аналогичный период снизил выручку на 1%, до 278,4 млрд руб., «МегаФон» — на 0,4%, до 313,4 млрд руб., писал ранее РБК. Обогнать по темпам роста доходов МТС не удалось лишь Tele2: выручка четвертого оператора сотовой связи выросла за 2015 год на 8% и составила 94,6 млрд руб., следовало из отчетности акционера Tele2 — банка ВТБ.

В четвертом квартале выручка МТС подросла на 5,7% год к году, до 113,3 млрд руб. Конкуренты, «ВымпелКом» и «МегаФон», за аналогичный период 2015-го снизили свою выручку на 3%, до 71,7 млрд руб., и на 0,3%, до 81,9 млрд руб., соответственно. Оператор Tele2 еще не отчитывался за последний квартал прошлого года.

Рост выручки представители МТС объясняют повышением доходов от мобильного интернета, числа абонентов в России и стратегией по развитию розницы. Как следует из сообщения компании, выручка от мобильного интернета в России выросла за год на 19,8%, количество розничных салонов увеличилось на 1 тыс. (до 5,1 тыс. шт.), а число абонентов достигло 77,3 млн, что на 3,6% больше, чем годом ранее. МТС по итогам года сохранила за собой лидерство по числу абонентов в стране, несмотря на то что конкуренты по «большой тройке» наращивали абонентскую базу быстрее: число пользователей «МегаФона» выросло на 7,2%, «ВымпелКома» — на 4,5%.

По итогам четвертого квартала прибыль компании выросла сразу в 5,2 раза, до 7,1 млрд руб.: сказался эффект низкой базы предыдущего периода, говорится в материалах компании. При этом по итогам всего 2015 года прибыль компании снизилась на 3,5%, составив 49,5 млрд руб. Для сравнения: прибыль «МегаФона» в 2015 году выросла на 6,3%, до 39 млрд руб., Tele2 в 2015 году получила убыток 7,6 млрд руб. по сравнению с прибылью 0,9 млрд руб. годом ранее. «ВымпелКом» не указывает прибыль в отчетности, его материнская компания VimpelCom в 2015 году получила убыток «от продолжающихся операций» в $851 млн.

Показатель OIBDA компании снизился на 2%, до 175,5 млрд руб., рентабельность — с 43,6 до 40,7%. Оператор объясняет это снижение, в частности, расходами на расширение розничной сети салонов (их число превысило 5 тыс.), ростом себестоимости услуг роуминга, волатильностью курсов валют. У «МегаФона» за год рентабельность показателя OIBDA снизилась с 44 до 42,2%. «ВымпелКом» рассчитывает рентабельность EBITDA: этот показатель упал за год с 39,7 до 39,2%. Результаты Tele2 еще не известны.

Снижение рентабельности МТС в первую очередь связано с активным ростом розничной сети, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Компания сделала ставку на собственную сеть, после того как весной 2015 года конкуренты — «ВымпелКом» и «МегаФон» — возобновили полноценное сотрудничество с ретейлером «Связной», а МТС, наоборот, ушла из сети. «Компания потеряла крупный канал продаж сим-карт. В такой ситуации лучше пожертвовать маржой, чем положением на рынке», — уверен Либин.

С ним согласен и аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. В 2015 году компания резко снижала цены на гаджеты в своих салонах (падение цен достигало 30%). По итогам года выручка от продажи телефонов и аксессуаров у МТС в России выросла на 37%, до 40,3 млрд руб., следует из отчетности. Сейчас МТС перестала активно демпинговать — ценовая война практически закончилась, отмечает Савватин. «Стратегия компании оправдала себя. Но последствия еще могут быть видны в будущих отчетностях компании», — считает эксперт.

Ставка на развитие розничной сети помогла МТС нарастить и абонентскую базу. У конкурентов остались такие каналы распространения сим-карт, как «Связной» и «Евросеть», при отсутствии собственной развитой розницы у МТС темпы прироста числа абонентов были бы еще ниже, говорит Либин.​

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников