Доля Samsung на российском рынке смартфонов упала до минимума за пять лет
Доля смартфонов Samsung в продажах на российском рынке в первом квартале 2016 года снизилась и в количественном, и в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2015-го, говорится в исследовании компании «Евросеть». По числу проданных смартфонов доля рынка южнокорейского производителя сократилась с 22,2 до 20,6%, в деньгах — с 25,2 до 24,3%. Это минимальные показатели Samsung по продажам за первые кварталы в последние пять лет, подсчитали эксперты «Евросети».
Расчеты «Евросети» близки к оценкам МТС: доля Samsung в штучном выражении составила 20%, в деньгах — 23%. Согласны и в «Связном»: доля Samsung в продажах смартфонов в первом квартале составила около 20% в штуках и 24,1% в деньгах, подсчитали аналитики ретейлера. Данные МТС и «Связного» подтверждают вывод «Евросети»: итоги первого квартала — «минимальные показатели» за последние четыре-пять лет за аналогичный период.
Если учитывать данные за другие кварталы, то самый низкий показатель доли рынка Samsung в штучном выражении был зафиксирован еще в июле—сентябре 2014 года (20%) на фоне резкого ослабления курса рубля, а в денежном — в апреле—июне 2014-го (23%), рассказал РБК представитель МТС Дмитрий Солодовников. Впрочем, представители «Евросети» и «Связного» указывают, что сравнивать первый квартал с другими некорректно, поскольку на доли рынка влияют как сезонные колебания, так и выпуск новых флагманских моделей.
Несмотря на снижение, доля рынка Samsung в штучном выражении остается самой высокой на рынке, следует из отчета «Евросети». На смартфоны ближайшего конкурента — американской Apple — пришлось 10,4% проданных устройств, еще 9% рынка заняла китайская Lenovo. «Samsung был и остается самым популярным брендом смартфонов в России — они лидеры по продажам устройств в штуках», — подтверждает Солодовников.
В денежном выражении, по данным «Евросети», около трети рынка занимает продукция Apple (рост с 26,9 до 33,3% год к году), третье место приходится на аппараты Lenovo — 6,7% (годом ранее — 6,2%). Расчеты «Связного» подтверждают, что максимальная доля в выручке — более 30% — у Apple. Ретейлер объясняет это «популярностью флагманских устройств и присутствием смартфонов во всех ценовых сегментах свыше 20 тыс. руб.», говорит его представитель Мария Заикина. Солодовников из МТС с этим не согласен: «Высокая доля Apple в деньгах при небольшой доле продаж в штуках говорит лишь о высокой цене их устройств».
Из крупнейших производителей штучные продажи смартфонов в первом квартале 2016 года не выросли только у Samsung, посчитали в «Евросети» и «Связном». «Такая динамика — следствие ориентации Samsung на один канал продаж и полного отсутствия его товаров в четырех федеральных сетях», — считают авторы исследования «Евросети». Летом 2015 года ретейлеры «МегаФон», «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), «Связной» и «Евросеть» перестали закупать смартфоны Samsung, объяснив свое решение ростом уровня брака в устройствах компании. Конфликт разгорелся после того, как МТС снизила — до 30% — цены на устройства Samsung в своих салонах.
Представитель Samsung не стал комментировать расчеты ретейлеров. С момента старта продаж флагманского смартфона Galaxy S7 во второй половине марта доля Samsung на рынке в денежном выражении опережает аналогичные недельные показатели прошлого года, сообщил РБК представитель компании, не раскрыв конкретные цифры. Рынок мобильных устройств в России оценивает аналитическая компания GFK, но ее отчет по итогам первого квартала еще не опубликован, указывает представитель Samsung.
Число проданных смартфонов в России в первом квартале 2016 года выросло на 7% год к году и достигло 5,8 млн устройств (данные «Связного»). В денежном выражении рынок увеличился на 34%, до 70 млрд руб. Расчеты МТС совпадают с данным «Связного», но в процентном отношении, по данным оператора, рост составил 4 и 30% соответственно. В расчетах «Евросети» динамика в штуках — 6%, в деньгах — 33%. Резкое увеличение общей выручки от продаж ретейлеры объясняют ростом цен на смартфоны: по их оценке, средняя стоимость устройства в первом квартале выросла на 26%, до 12,3 тыс. руб. Кроме того, сказался эффект низкой базы. Продажи в январе—марте 2015 года были низкими из-за того, что спрос по большей части был удовлетворен еще в декабре 2014-го, объясняет Заикина.