Технологии и медиа, 21 мая 2015, 09:42

Tele2 пожаловалась на рекламу МТС и «МегаФона»

ФАС подозревает, что абонентам МТС и «МегаФона» приходится платить за звонки и интернет-трафик, рекламирующиеся как бесплатные. Дела возбуждены по заявлению Tele2, на рекламу которой конкуренты пожаловались прежде
Читать в полной версии
Фото: Lori

​​Слишком мелко

Рекламные ролики мобильных операторов вводят потребителей в заблуждение и нарушают закон «О рекламе», считают специалисты Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Как стало известно РБК, 12 мая по жалобе «Т2 Мобайл» (бренд Tele2) служба возбудила два дела — против МТС и «МегаФона», № 3-5-11/00-08-15 и № 3-5-12/00-08-15 соответственно (копии постановлений есть в распоряжении редакции). Суть претензий в обоих случаях одна и та же: «выпячивание» достоинств и скрытые (мелкий, нечитаемый шрифт) дополнительные условия, которые противоречат рекламному посылу.

Дело в отношении «МегаФона» касается рекламы тарифа «Переходи на ноль», появившейся в эфире телеканалов в феврале 2015 года. 30-секундный ролик показывает домашнего кота, который безуспешно пытается привлечь к себе внимание людей, но все увлечены разговорами по мобильным телефонам. Реклама предлагает «переходить на ноль» и обещает «бесплатные звонки внутри сети». Крупным шрифтом приводится информация: «Звони на «МегаФон» бесплатно. 0 руб./мин». В рекламе есть также два дисклеймера по четыре секунды каждый, которые сообщают о дополнительных условиях.

На самом деле бесплатными являются звонки внутри сети лишь в пределах определенного количества минут в сутки. Например, в столичном регионе это 20 минут, а с 21-й минуты стоимость разговора составляет 1,5 руб./мин. Дополнительная информация приведена мелким шрифтом белого цвета: специалисты ФАС считают, что за четыре секунды показа воспринять ее невозможно. «Содержание указанных дисклеймеров трудно воспринять даже при остановке кадра», — отмечается в постановлении ведомства.

Примерно та же история с рекламой тарифной опции «МТС Планшет Mini». Ролик обещает 500 Мб трафика в месяц бесплатно, дополнительные условия использования опции приведены также мелким белым шрифтом и демонстрируются не более пяти секунд. При этом рекламируемая опция действует только на одном из тарифов оператора, стоимость подключения — 30 руб. Но главное: абонент не получает 500 Мб бесплатного трафика в месяц сразу, а только порциями по 17 Мб в день. Не о​знакомившись с дополнительными условиями, этот лимит можно превысить, что приведет к непредвиденным тратам.

Требования о полном информировании потребителя в этих рекламных посланиях выполнены формально, посчитали в ФАС. Существенная информация о дополнительных условиях нечитаема, что «не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие», указано в документах. Таким образом, по мнению ведомства, потребители вводятся в заблуждение, а в рекламе усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.5 закона «О рекламе». ФАС постановила возбудить дела и назначить их рассмотрение на 22 июня 2015 года.

Согласно Кодексу об административных нарушениях в случае признания ответчиков виновными им может грозить штраф от 100 до 500 тыс. руб., сообщила РБК представитель ФАС Анна Орлова. МТС и «МегаФону» могут запретить использование рекламных роликов в текущем виде, а могут и наложить штраф на руководителей операторов (в размере 4–20 тыс. руб.), добавил партнер юридической компании Sirota & Partners Артем Сирота.

По словам Орловой, на федеральном уровне подобные разбирательства возникают нечасто. «Отдельно статистики не ведем. В прошлом году похожих дел, по мобильным операторам, было четыре», — отметила она.

Иск за иск

Tele2 действительно обратилась в ФАС с жалобами на рекламу МТС и «МегаФона», подтвердил РБК представитель компании Константин Прокшин. «Обычно мы не практикуем такие жалобы, но в данном случае считаем необходимым отстоять свою позицию», — пояснил он. По его словам, обращение к регулятору стало ответом на действия конкурентов.

В январе «большая тройка» сотовых операторов обратилась в региональные управления ФАС с жалобами на «Т2 РТК Холдинг» (одна из структур Tele2): МТС — в нижегородское управление, «МегаФон» — также в нижегородское и в управление по Еврейской автономной области, «ВымпелКом» — в Курское и Калининградское. Операторы посчитали некорректной рекламную акцию «Сезон охоты», в рамках которой Tele2 предлагала пользователям выявлять «нечестных» операторов: любой желающий мог на сайте пожаловаться на свою сотовую компанию и поменять оператора на «честного». Борцы за мобильную «честность» получали от Tele2 бонусы.

Также конкуренты Tele2 пожаловались на рекламу тарифного плана «Оранжевый» — утверждали, что она является «ненадлежащей, недостоверной и недобросовестной». В частности, истцам не понравился слоган: «Звездочки — трюк афериста. А с этим тарифом все чисто». Представители «ВымпелКома» утверждали, что Tele2 в своем рекламном послании противопоставляет свои услуги услугам других операторов, которые используют сноски, то есть звездочки, для сообщения дополнительной информации.

Позднее часть дел была передана на рассмотрение в управление по Санкт-Петербургу, уточнил Прокшин, а разбирательство вокруг «Сезона охоты» продолжается в центральном аппарате ФАС.

В отдельных регионах удалось отбиться, утверждает он: например, в Нижегородской области ФАС отказала в возбуждении административного производства, а в Петербурге не признала рекламу Tele2 нарушающей законодательство.

«В ответ мы подали жалобу на рекламу конкурентов, выступая как раз против тех вещей, которые мы никогда не используем, — против мелкого шрифта в рекламе и дополнительных скрытых условий», — пояснил представитель Tele2.

Ситуация, при которой оператор запускает сервис по сбору жалоб на конкурентов, абсурдна и вызывает вопросы с точки зрения не только законодательства, но и бизнес-этики, заявил представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, рекламную кампанию по «МТС Планшет Mini» оператор прекратил еще в феврале. ​Сама МТС себя виновной не признает, подчеркнул он: «Компания строго придерживается требований законодательства».

В «МегаФоне» РБК заявили, что комментировать решение ФАС пока не готовы. «Мы не получили определение ФАС и не видели его мотивировочную часть», — пояснила представитель компании Алия Бекетова.

Спорная реклама

Чья Мадонна

МТС и «ВымпелКом» поссорились из-за певицы Мадонны, давшей концерт в Москве в сентябре 2006 года. Абонентам МТС было предложено участвовать в викторине «Мадонна в Москве» — позвонить на 4-значный номер и ответить на вопросы ведущего; в течение примерно двух недель ежедневно разыгрывалось по два билета в танцевальный партер. При этом именно «ВымпелКом» был генеральным спонсором российского концерта Мадонны в рамках мирового тура Confessions — он использовал это в рекламной кампании под слоганом «Прорвись на концерт Мадонны». «ВымпелКом» грозил конкуренту судом, но юристы считали, что распространение билетов не нарушает прав спонсора.

Лазером по логотипу

Отмечая начало работы в Краснодаре в ноябре 2008 года, Tele2 устроил в городе настоящее лазерное шоу: логотип оператора с помощью лазера проецировался в том числе на рекламный брандмауэр (настенный щит больших размеров) «ВымпелКома». Это возмутило конкурента: жалобы были направлены и в управление ФАС, и в Арбитражный суд Краснодарского края. «Действительно, жители Краснодара на празднике Tele2 в этом городе могли видеть лазерную надпись Tele2 на различных поверхностях», — говорилось в ответе компании, не признававшей вину.

По следам Аристотеля

«МегаФон» в апреле 2015 года запустил новую рекламную кампанию со слоганом «По-настоящему рядом»: в одном из роликов поссорившихся молодых людей примиряет трогательное MMS-сообщение. Тогда же выяснилось, что ролик с очень похожим сюжетом в 2010-м рекламировал услуги МТС: представитель компании подчеркнул, что «сходство очевидно даже неподготовленному зрителю». «Людям свойственно спорить о том, кто был первым. До сих пор не прекращаются споры о том, кого считать изобретателем радио, макарон, футбола, виски… Первым высказал мысль о том, что «От любви до ненависти один шаг» Аристотель в IV веке до нашей эры», — объяснил «МегаФон».

Рекламный вирус

Вероятность, что ФАС удовлетворит жалобу Tele2, очень велика, считает старший юрист адвокатского бюро «А2. Адвокаты» Мария Понаморева. «Да, в тексте закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должен быть напечатан текст, но это и не говорит о том, что текст может быть любым», — отметила она. Указание в рекламе информации мелким шрифтом, затруднительным для прочтения, свидетельствует об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре, добавила она.

Исходя из судебной практики по аналогичным делам, формального указания информации в рекламе недостаточно, чтобы соблюсти указанную норму, согласен с ней Сирота. «Если текст написан мелким шрифтом и его невозможно воспринять, то такая информация считается отсутствующей и потребители могут быть введены в заблуждение. В указанном случае информация об условиях приобретения и использования тарифа является существенной. Поэтому риск признания нарушения высок», — считает он.

Делят рынок

Конкуренция между Tele2 и «большой тройкой» резко обострилась в прошлом году, после того как оператор объявил о намерении начать работу в Москве в 2015-м. Как сообщал РБК, Tele2 уже начала тестирование своей сети в столице, а Россвязь выделила компании 7,5 млн номеров в коде 977 для работы в новом регионе. Сеть продаж Tele2 может стать одной из самых крупных в Москве: к концу этого года компания планирует реализовывать свои контракты примерно через 10 тыс. точек. Представители оператора заявляли, что в столице Tele2 также планирует оставаться дискаунтером.

«У нас выход Tele2 в Москву особых эмоций не вызывает — мы работаем рядом с Tele2 и с мобильными «дочками» «Ростелекома» по всей стране и ничего нового или особенно сложного для себя не ждем», — говорил в интервью РБК гендиректор «МегаФона» Иван Таврин. «У них будут тяжелые времена. У «большой тройки» тоже, конечно. Но получить в Москве 10% абонентской базы, которые им пророчат, будет очень сложно. Построить на базе 3G хорошую сеть — невероятно сложная задача», — соглашался глава «ВымпелКома» Михаил Слободин.

Сейчас Tele2 работает в более чем 60 регионах России: «Ростелеком» передал в СП с оператором все свои сотовые активы. ВТБ и группе инвесторов, включая банк «Россия» и структуры предпринимателя Алексея Мордашова, в компании «Т2 РТК Холдинг» принадлежит 55%, «Ростелекому» — 45%.

По данным компании Advanced Communications & Media, в 2014 году лидером по числу абонентов в России стала МТС (74,56 млн, 31% рынка). За ней следовали «МегаФон» (29%), «ВымпелКом» (24%) и Tele2 (15%). Услугами прочих операторов пользуются лишь 1% российских абонентов мобильной связи.


Убытки Tele2

21 мая «Ростелеком» отчитался за I квартал 2015 года. В графе «учитываемые доходы от долевого участия» значится убыток в 870 млн руб. Именно в ней учитываются результаты деятельности оператора Tele2. Директор департамента по связям с инвесторами «Ростелекома» Екатерина Устинова уточнила, что в 870 млн руб. потерь включены показатели и других дочерних компаний (их 25), но большая их часть пришлась именно на Tele2.

Представитель Tele2 Константин Прокшин заявил, что убыток плановый: оператор активно инвестирует в развитие, строит сети, запускает новые регионы и готовится к выходу в Москву. На результатах сказались и курсовые колебания. «В целом по году мы ожидаем рост соотношения CAPEX к выручке вплоть до 40% в связи с активным строительством сетей в Москве и регионах», — добавил Прокшин.

По итогам 2014 года выручка Tele2 увеличилась в годовом исчислении на 33,3%, до 87,4 млрд руб. Абонентская база выросла на 47,8%, до 35,1 млн абонентов. Оператор зафиксировал более чем двукратный рост капитальных вложений (плюс 126%), что привело к падению маржи (минус 8,4% по показателю рентабельность по EBITDA) и снижению свободного денежного потока на 79% — с 16,3 млрд до 3,3 млрд руб.


Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы