Технологии и медиа, 21 окт 2014, 20:14

Закон о блогерах позволит привлечь полицию к поиску владельцев сайтов

Роскомнадзор будет проверять интернет-ресурсы, признанные по закону о блогерах организаторами распространения информации, на основании обращений правоохранительных органов. Установить личность владельцев таких площадок поможет полиция
Читать в полной версии
Фото: Getty Images

Минкомсвязи закончило публичное обсуждение проекта правительства, регулирующее проведение ведомством проверок «организаторов распространия информации».

Этот термин появился во вступившем 1 августа этого года так называемом законе о блогерах. Организаторами распространения информации являются, в частности, любые коммуникационные сервисы, в том числе мессендежеры и социальные сети. Интернет-площадки с таким статусом должны хранить на территории России в течение шести месяцев обезличенную информацию о действиях своих пользователей (например, об обмене электронными сообщениями) и делиться этой информацией со спецслужбами и правоохранительными органами в случаях, оговоренных в других законах.

По закону о блогерах Роскомнадзор должен вести реестр организаторов распространения информации. В него уже попали четыре сервиса Mail.Ru Group (мессенджер «Агент Mail.ru», cоциальные сети «ВКонтакте» и «Мой мир», а также электронная почта Mail.ru), три сервиса «Яндекса» (облачное хранилище «Яндекс.Диск», сеть «Мой круг» и электронная почта), сайты знакомств Wamba.ru и Mamba.ru. В конце сентября «Известия» со ссылкой на чиновников Роскомнадзора писали, что регулятор отправил уведомления и зарубежным интернет-компаниям – Facebook, Google, Twitter. В московском офисе Google в конце сентября поясняли РБК, что пока не получали уведомления от регулятора. Теперь в Google отказываются от комментариев. Не комментируют эти вопросы и в Facebook. В штаб-квартире Twitter проигнорировали запрос РБК.

Теперь Роскомнадзор определился с тем, как он будет проверять организаторов распространения информации. Такие мероприятия, указано в опубликованном проекте проверок, должны осуществляться в соответствии с законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля...».

В этом законе прописаны периодичность проверок (например, выездные проверки должны быть не чаще чем раз в три года), публичность (предпринимателей заранее предупреждают о грядующей проверке) и другие процедурные моменты, пояснил РБК юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Михаил Ильин. Впрочем, есть два исключения: проверки по финансированию терроризма и легализации незаконных доходов могут проходить «хоть каждый день и неожиданно», добавил юрист.

Роскомнадзор будет проверять организаторов распространения информации «на основании обращений органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ», уточняется в проекте докумета.

Если такой организатор не включен в реестр, то правоохранительные органы для проведения проверки должны сообщить Роскомнадзору подробную информацию об интернет-ресурсе. Например, для проверки иностранной компании необходимо указать не только ее название и адрес местонахождения, но и налоговоый идентификатор или идентификатор в торговом реестре страны регистрации. А для проверки иностранного гражданина необходимо указать, в частности, страну выдачи документа, удостоверяющего личность.

Если нужно установить личность организатора распространения информации, к проведению проверки «могут привлекаться уполномоченные сотрудники органов внутренних дел (полиции)», говорится в проекте документа.

Сами проверки могут проводится как в виде «систематического наблюдения», не предусматривающего очного контакта с проверяемым лицом, так и быть выездными и «документарными».

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский не ответил на запрос РБК.

У интернет-сообщества порядок проведения проверок интереса не вызвал. В ходе публичного обсуждения проекта документа на него не поступило ни одного экспертного заключения.

Соответствующее постановление правительство должно быть принято до конца этого года, следует из информации на сайте regulation.gov.ru.

Pro
Как будут устроены налоги для физических лиц с начала 2025 года
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Рабочие реалии кардинально изменились: как не стать начальником из мемов
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках