Технологии и медиа, 21 окт 2021, 06:00

Билеты в театры в осеннем сезоне подорожали в стране минимум на 10%

Полтора года ограничений провоцируют спрос и привели к заметному дефициту спектаклей
Попасть в театры Москвы и Петербурга этой осенью обойдется почти на 20% дороже, чем год назад. Сами театры связывают это с действующими в пандемию ограничениями посещения и возросшей себестоимостью спектаклей
Читать в полной версии
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Билеты в театры осенью 2021 года подорожали примерно на 15–20%, сообщил РБК руководитель сервиса «Яндекс.Афиша» Дмитрий Субботин. По итогам первой половины октября (данные за этот период, как уточняют в «Яндекс.Афиша», характеризуют весь осенний сезон в целом) средняя стоимость билета в московские театры достигла 2365 руб. Показатель аналогичного периода прошлого года — 1930 руб., допандемийного 2019-го — 1831 руб. Дорожают билеты и в Санкт-Петербурге: 1576 руб. этой осенью против 1327 руб. в 2020-м и 1350 руб. — в 2019-м. В других регионах поход в театр будет стоить сейчас в среднем 827 руб., тогда как годом ранее это были 722 руб.

О схожей динамике заявляют и в билетных сервисах МТС (агрегаторы «Пономиналу» и Ticketland). По словам гендиректора «МТС Энтертейнмент» Михаила Минина, средняя цена на билеты в театры год к году в Москве и Санкт-Петербурге выросла примерно на 10%. В регионах этот показатель остается примерно на том же уровне, что и год назад. Абсолютные цифры Минин не назвал.

Что говорят сами театры

Средняя цена билета в МХТ им. Чехова на спектакли с 1 сентября по 17 октября 2021 года составляла 2513 руб. Показатель за аналогичный период 2020 года — 1950 руб., 2019-го — 1625 руб. Это подорожание, по словам заместителя директора театра по работе со зрителем и гастрольной деятельности Натальи Виноградовой, связано с уменьшением количества продаваемых билетов.

Цена билетов в МХАТ им. Горького, как сообщили в его пресс-службе, на осенний сезон 2021 года в среднем составляет 1894 руб. За аналогичный период прошлого года этот показатель равнялся 986 руб., в 2019-м — 838,25 руб. Самые дорогие билеты на спектакли «Лавр» режиссера Эдуарда Боякова (от 3 тыс. до 15 тыс. руб.), «Лес» Виктора Крамера (от 500 до 5 тыс. руб.) и «Мастер и Маргарита» Валерия Беляковича (от 500 до 5 тыс. руб.). На все эти постановки, как заявили в театре, всегда очень большой спрос, билеты раскупаются сразу.

«Главная причина роста цен на билеты — пандемия, — заявили в МХАТ им. Горького. — На сегодняшний день ограничения по посещаемости составляют не по процентам, а по количеству зрителей — не более 500. Зал нашей Большой сцены может вместить в себя 1375 человек, соответственно, 500 человек — это даже не 50% рассадки. Кроме того, влияет репертуарная политика театра. И третий момент — появление спектаклей, на которые наблюдается повышенный спрос».

Правила работы театров в пандемию

В большинстве регионов, включая Санкт-Петербург, Калининградскую область и Якутию, действует базовое ограничение на 50% заполняемости зала. В Москве и Татарстане с учетом этого общее количество зрителей не может превышать 500 человек. В Хабаровском крае местные власти разрешают продажу 75% билетов. Несколько регионов сейчас рассматривает возможность введения QR-кодов для посещения учреждений культуры.

В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора зрители допускаются в театры только при наличии маски. Приобретать билеты на спектакли и концерты следует бесконтактным способом оплаты, а также в автоматах по продаже и через мобильные приложения.

В «Ленкоме» средняя стоимость билетов в осеннем сезоне составила примерно 3200 руб. Данные за предыдущие годы театр не привел, однако подтвердил, что билеты подорожали. Это связано с увеличением стоимости эксплуатации спектаклей: подорожали транспорт, реквизит, электроэнергия и ремонт декораций.

В Мариинском театре заявили, что постепенно возвращаются к показателям 2019 года, в связи с чем заметен небольшой рост средней стоимости билетов по сравнению с прошлым годом. Минимальная цена — 400–500 руб. Такие билеты можно найти на многие оперы и концерты, а также на детские программы в концертном зале. Максимум на репертуарные спектакли — 12 тыс. руб. (балет «Лебединое озеро», первый ряд). Исключительный случай для Мариинского театра — 35 тыс. руб. за билет в партер на юбилейный концерт Анны Нетребко, который состоялся 5 октября.

В Большом театре заявили о незначительном подорожании: в сентябре—декабре этого года средняя стоимость билета составляет 4605 руб., тогда как в аналогичные периоды 2020-го и 2019-го это были 4595 руб. и 4235 руб. соответственно. «Рост стоимости билетов не отмечается, средняя цена билета за период зависит от соотношения количества спектаклей на Исторической, Новой, Камерной сцене и концертов в Бетховенском зале и от соотношения оперных и балетных спектаклей по месяцам», — пояснили в пресс-службе театра. Дороже всего обходятся балетные вечерние спектакли на Исторической сцене, среди которых «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спартак», — до 15 тыс. руб.

В Театре им. Ленсовета данные за текущий осенний сезон еще не до конца собраны, однако уже известно, что в сентябре средняя стоимость была равна 980 руб. В 2019 году показатель для всего осеннего сезона составлял 920 руб., в 2020-м — 805 руб. Минимальный ценник, от 300 руб., у детских спектаклей, таких как «Птицы» и «Пикник с Алисой», а также у тех, что идут два раза в день — днем и вечером. Максимальная стоимость фиксируется на аншлаговые постановки «Макбет. Кино», «Смешанные чувства» и «Все мы прекрасные люди» — 7 тыс. руб. При этом спрос на билеты минимальной и максимальной стоимости стабильный.

Президент Ассоциации музыкальных театров («Геликон-опера», московский театр «Новая опера», «Мюзик-Холл» и региональные учреждения) Георгий Исаакян уверяет, что входящие в объединение площадки стараются удерживать социальные минимально возможные цены, хотя из-за существующих ограничений театры несут серьезные убытки.

В пресс-службе Минкульта на запрос РБК о средней стоимости билетов в театрах не ответили. По информации Главного информационно-вычислительного центра министерства, в 2020 году средняя цена одного мероприятия в подведомственных Минкультуры театрах равнялась 712 руб. против 668 руб. в 2019-м. Данные этого года еще не раскрывались.

Насколько высок спрос

«Стоимость билетов зависит от популярности театра и спектакля, его новизны и длительности в репертуаре, — объясняет политику ценообразования Михаил Минин. — Конечно, билеты на топовые и всегда востребованные спектакли московских театров, а также на новые необычные шоу, например, театр Crave или иммерсивные проекты, будут стоить дороже».

Количество возвратов билетов увеличилось, но связано это в основном с отменой или переносом мероприятий, уточняет Минин и отмечает, что среднее значение возвратов по инициативе покупателей не изменилось.

Несколько лет на восстановление

В 2020 году в России, по подсчетам BusinesStat, число проведенных спектаклей и концертов сократилось по сравнению с предыдущим годом на 54%, до 194 тыс. В 2021–2022 годах, по прогнозу BusinessStat, количество мероприятий возрастет до 266 тыс., но не вернется на допандемийный уровень. В 2025 году число театральных постановок и концертов достигнет 280 тыс. Этому будут способствовать реализация профильных госпрограмм, развитие «технологичности» постановок и новых форматов.

Рынок все еще восстанавливается, констатирует Субботин из «Яндекс.Афиша». «Тем не менее осенью мы увидели достаточно большой всплеск интереса пользователей к театрам, — утверждает собеседник РБК. — Частично это может быть связано со стартом федерального проекта «Пушкинская карта», аналога французского проекта «Культурный абонемент». Это обеспечило существенный приток новой аудитории».

Платежеспособный спрос на зрелищные мероприятия в стране уверенно растет все последние десятилетия, считает главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. Полтора года ограничений превратили этот спрос в отложенный и привели к заметному дефициту спектаклей, который закономерно спровоцировал повышение цен в диапазоне от 15 до 30% на наиболее востребованные спектакли с участием известных артистов. Однако по основной массе театральных постановок, как считает Сафронов, рост стоимости билетов не столь заметен.

Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии