Технологии и медиа, 21 ноя, 07:01

На Ozon появятся товары из OBI на фоне споров за бренд

«OBI Россия» выйдет на Ozon с товарами под международным брендом, использовать который год назад пыталась запретить немецкая OBI GmbH. Сейчас спор за бренд находится в процессе урегулирования, сказали в бывшей российской «дочке»
Читать в полной версии
Фото: Роман Пименов / ТАСС

Сеть строительных магазинов «OBI Россия» планирует разместить порядка 26 тыс. товаров для дома и ремонта, технику, новогодние ели и др. на маркетплейсе Ozon, рассказали РБК в пресс-службе онлайн-продавца. Эту информацию подтвердил представитель «OBI Россия».

Сначала на онлайн-витрине Ozon будет доступна только часть товаров из OBI, позже будет представлено около 90% ассортимента сети гипермаркетов, включая крупногабаритные и сезонные позиции. Заказы будет доставлять собственная курьерская служба OBI напрямую со складов; соответственно, продукция бренда будет доступна в городах присутствия сети гипермаркетов. В будущем партнеры планируют развивать другие форматы, в том числе экспресс-доставку и доставку в пункты выдачи заказов Ozon, сообщил представитель маркетплейса.

Товары будут продаваться под брендом OBI, несмотря на то что год назад немецкая OBI GmbH потребовала запретить бывшей «дочке» в России использовать ее бренд. «Возникший ранее вопрос [об использовании этого бренда] с бывшими немецкими коллегами в процессе урегулирования. Мы продолжаем работу как «OBI Россия», — рассказал представитель компании.

Как уходила немецкая OBI

После начала специальной военной операции на Украине OBI GmbH объявила об уходе из России и закрыла магазины сети в стране. В апреле 2022-го компания передала свой российский бизнес в управление Борису Любошицу, основателю консалтинговой компании «Аудит груп» и юридического агентства «Сезар консалтинг». Позднее появилась информация, что OBI завершила сделку по продаже шести юридических лиц своей российской сети. Контрольный пакет акций (60%) был передан бизнесмену Йозефу Лиокумовичу, а еще 40% — группе инвестиционно-строительных компаний MAX. В конце апреля магазины возобновили работу. После владельцы компании несколько раз менялись, и весной 2023-го им стало АО «Аллонж».

Но в ноябре того же года OBI GmbH подала в суд на бывшую российскую «дочку» — «ОБИ франчайзинговый центр» с требованием запретить использование товарных знаков. Как говорили «Коммерсанту» в немецкой OBI, российская сторона изначально игнорировала просьбу урегулировать вопрос во внесудебном порядке. Сейчас рассмотрение дела продолжается в Арбитражном суде Московской области. Российское юрлицо, в свою очередь, с начала 2024-го пытается через суд признать недействительным одностороннее расторжение ряда лицензионных соглашений, следует из картотеки арбитражных дел. Что предполагали эти соглашения, в документах не раскрывается.

Еще осенью 2022 года на сайте российской OBI говорилось, что бренд используется временно и гипермаркеты планируется перезапустить под новым названием. Но как отмечал управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов, «значимость бренда OBI в категории строительных и DIY-товаров сопоставима с IKEA на рынке мебели и товаров для дома», в связи с чем российская компания продолжает использовать бренд.

Представитель OBI GmbH сообщил РБК, что их судебные разбирательства по поводу использования бренда все еще находятся на рассмотрении, поэтому компания не может комментировать их статус. В то же время он настаивает, что «никаких переговоров об урегулировании с другой стороной не ведется».

Что ждут от сотрудничества

OBI пришла в Россию в 2003 году. Сегодня в стране работает 26 гипермаркетов под этим брендом в 12 городах, из них 15 в Москве и Санкт-Петербурге. В ассортименте сети представлено более 80 тыс. наименований товаров.

Выручка «ОБИ франчайзинговый центр» в 2023 году составила 12 млрд руб., что сопоставимо с показателем 2022-го. Но вместо чистой прибыли в 2022-м в размере 5,1 млрд руб. в прошлом году компания получила убыток на 2,2 млрд руб., следует из данных Rusprofile.

Покупатели маркетплейса в последние годы стали чаще заказывать онлайн те категории товаров, которые раньше обычно покупали офлайн — например, товары для строительства и ремонта. «За первые девять месяцев этого года спрос на товары категории DIY (Do It Yourself — «сделай сам»: составляющие для ремонтных работ, световое оборудование, элементы декора и т.п. — РБК) на Ozon вырос в два раза в стоимостном выражении», — поделилась директор по развитию бизнеса Ozon Home Анна Карпова.

В «OBI Россия», в свою очередь, рассчитывают на интерес со стороны потенциальных покупателей в преддверии сезона повышенного спроса: «Именно в конце осени — начале зимы возрастает интерес не только к DIY-товарам для ремонта и строительства, но и наблюдается спрос на сезонные покупки: снегоуборочную технику и инвентарь, елки и украшения к Новому году», — рассказал руководитель отдела электронной коммерции «OBI Россия» Никита Губарев.

Читайте РБК в Telegram.

Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
«Рынок заложил спад в акции». Чем обвал цен на сталь грозит металлургам
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Большая игра: зачем развивать стартапы в структуре корпораций