Глава WB назвала запрет скидок «циничным уничтожением конкурентов»
«Публичная и кулуарная агрессивная позиция крупнейших банков по отношению к скидкам при оплате банками маркетплейсов преследует единственную цель — циничное уничтожение конкурентов. Приведет это только к разгону инфляции», — заявила в видеокомментарии для РБК Татьяна Ким, основательница Wildberries (WB) и глава объединенной компании Wildberries & Russ (также возглавляет комитет по цифровым платформам «Деловой России»).
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
По словам Ким, крупнейшие банки страны в последние месяцы объединились в попытках запретить цифровым платформам предоставлять скидки: «Они пишут письма в Госдуму, инициируют закрытые встречи с регулятором в попытках запретить оплату за товар банками маркетплейсов».
Плеер Mave Подкастов через iframe
При этом попытки самих банков выстроить собственные экосистемы не всегда удачны, обращает внимание основательница маркетплейса: «У каждого из этих игроков есть собственные маркетплейсы и онлайн-магазины с их собственными скидочными программами. У «Сбера» — «Мегамаркет», «Самокат», «Купер» (сам «Сбер» заявляет, что ему не принадлежат площадки интернет-торговли и он работает с партнерами. — РБК), в программы лояльностей которых были влиты сотни миллиардов рублей. У Т-банка и «Альфы» — внутренние маркетплейсы, крупнейшие продуктовые онлайн-площадки, где пессимизируются другие средства оплаты кроме их собственных».
Ким также настаивает, что почти все банки дают скидку на ипотеку, начисляют повышенные кешбэки своим зарплатным клиентам. Например, «Альфа-Групп» улучшает цены для клиентов экосистемы банка, куда входят мобильный оператор «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), сети «Пятерочка» и «Перекресток»; Совкомбанк по карте «Халва» дает льготные рассрочки и повышенные кешбэки; Т-банк в собственной экосистеме «Город» разрешает платить только своими картами, перечисляет она. «Как мы видим, многие банки пытались сделать маркетплейсы, но у них не получилось. За это, конечно, надо наказать Ozon и WB, а самое главное — миллионы потребителей. И «Альфа», и Т-банк более 20 лет пытались догнать «Сбер» по клиентской базе, и у них не получилось. За это, конечно, надо наказать Ozon и WB. Маркетплейсы научились убирать посредников из цепочек поставок товаров. Поэтому товары на маркетплейсах дешевле. Людям важны низкие цены на товары. Но за это, конечно, надо наказать Ozon и WB?» — возмущается основательница Wildberries.
По мнению Ким, цифровые платформы «всегда были социально ответственным бизнесом, который дает возможность приобретать все необходимое даже в самых удаленных регионах страны». По ее словам, с Wildberries работают больше миллиона предпринимателей, у многих из которых нет шансов оказаться на полках традиционной розницы «из-за скромных объемов производства и требований сетей по значительным финансовым вложениям».
Основательница WB назвала несправедливой ситуацию, когда банкам «избирательно на правах сильных» разрешены и «собственные маркетплейсы, и программы лояльности, и даже пессимизация других средств оплаты», а у маркетплейсов «пытаются отобрать право на собственные банки». «Я предлагаю всем играть по-честному, ставить во главу угла интересы страны, человека и его благополучие», — заключила Ким.
Почему банки предлагают ограничить скидки маркетплейсов
В конце октября глава Банка России Эльвира Набиуллина назвала скрытой формой конкурентной борьбы и в целом несправедливыми скидки, которые маркетплейсы дают при оплате карточками своих банков. «Банки, которые продают свои финансовые услуги на платформе, не могут предоставить возможность платить карточками другого банка и указать другую цену, а платформы могут. Это не совсем справедливая конкуренция», — говорила Набиуллина на заседании Госдумы по основным направлениям денежно-кредитной политики на 2026–2028 годы.
Спустя несколько дней на собрании экспертного совета по развитию платформенной экономики при комитете Госдумы по экономполитике представители Ozon и Wildberries & Russ говорили, что готовы договариваться с банками о скидках на своих площадках. На том же мероприятии вице-президент Сбербанка Анна Попова настаивала, что такие скидки необходимо законодательно ограничить. «Это неправильно, когда цена платформы дифференцируется в зависимости от того, каким банком ты платишь. Это грубое вмешательство, грубое нарушение конкуренции со стороны платежных средств», — заявила она, отметив, что этот вопрос сейчас обсуждается в правительстве и ЦБ.
При этом представители маркетплейсов настаивали, что если вводить подобное регулирование, то оно должно касаться не только маркетплейсов, но и других компаний. «Тогда надо запрещать в целом любые программы лояльности, которые есть у банков, у мобильных операторов и у систем, которые связаны с мобильными операторами. Каждая группа имеет возможность дать особые условия, и совершенно непонятно, почему такая же группа, имеющая начало в виде маркетплейса, должна быть лишена [такой] возможности <...> для продвижения своих продуктов, в том числе и финансовых», — говорил представитель Wildberries.
В середине ноября глава Сбербанка Герман Греф заявил, что российские маркетплейсы «работают в убыток и за счет государства», а из-за скидок на товары было недоплачено 1,5 трлн руб. налогов в этом году. «Скидки все, которые они дают, это вообще за наш с вами счет. И мне нисколько не жалко физическую сеть, но мне неприятно, когда маркетплейсы забирают неправомерно долю на рынке у физических сетей за счет нерыночных условий конкуренции, созданных со стороны государства. И вот это должно быть прекращено», — подчеркнул Греф, призвав маркетплейсы «показать свою эффективность в честной конкуренции».
Набиуллина, в свою очередь, тогда говорила, что «точно нужно будет сейчас конкретизировать некоторые правила недискриминационного доступа на маркетплейсы <…>, начать с запретов некоторых таких практик, которые явно нарушают эту конкурентную среду».
Читайте РБК в Telegram.