Власти анонсировали повсеместное внедрение Wi-Fi на самолетах в 2028 году
Предоставление Wi-Fi на борту российских самолетов станет повсеместным с 2028 года, сообщил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев в кулуарах конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР), передает ТАСС. Как пояснил представитель Минцифры, речь идет о проекте «Бюро 1440».
Эта компания входит в «ИКС Холдинг» и занимается созданием низкоорбитальной спутниковой группировки, чтобы оказывать услуги широкополосного доступа в интернет с глобальным покрытием с 2027 года. Предполагается, что группировка будет состоять из более чем 900 спутников. Несколько тестовых космических аппаратов связи «Рассвет-1» уже выведены на орбиту. Помимо России компания планирует оказывать услуги более чем в 70 странах. Общий размер необходимых инвестиций, как и источники финансирования, не назывались.
В среду, 22 мая, на ЦИПР в присутствии Шадаева и замминистра транспорта Дмитрия Баканова «Бюро 1440» подписало соглашение о сотрудничестве с «Российскими железными дорогами» (РЖД) и «Аэрофлотом». Как отмечается в сообщении компании, сервис позволит до десяти раз увеличить скорость передачи данных (с 100 Мбит/с до 1 Гбит/с на абонентский терминал) и существенно снизить задержку передачи данных (с 700 до 70 мс). «Компании транспортной отрасли смогут внедрять сервисы удаленного управления, сценарии резервирования, видеосвязи на всей территории страны и за ее пределами», — говорится в нем.
Как передал Максут Шадаев через пресс-службу, «очень важно иметь свою технологическую конкурентоспособную инфраструктуру связи», и создание сервиса высокоскоростной передачи данных на базе спутниковых технологий является одним из приоритетов для министерства. «Надежная спутниковая связь очень важна для регионов Сибири, Дальнего Востока, Арктики, для развития транспортной инфраструктуры, обеспечения связью малочисленных населенных пунктов. Благодаря этим технологиям современные цифровые сервисы будут доступны всем жителям нашей страны 24/7, и что очень важно — даже в дороге», — сообщил Шадаев.
Представитель «Бюро 1440» пояснил РБК, что они намерены предоставить широкополосный канал передачи данных до транспортного средства (вагона, самолета), а перевозчик или специальный оператор, в свою очередь, будут организовывать цифровой развлекательный и информационный сервис пассажирам. При этом в самолете или поезде установят абонентский терминал «Бюро 1440», через который будет организован канал связи со спутником, пассажиры смогут подключаться к нему со своих устройств, например через Wi-Fi.
Из сообщения «Бюро 1440» следует, что помимо связи для пассажиров подключение к спутниковой группировке позволит внедрять интеллектуальные транспортные системы для автоматизации процессов управления, мониторинга и передачи информации на транспортной инфраструктуре в режиме реального времени, а также создать каналы связи для беспилотной техники, аварийного восстановления ресурсов и поддержания управления критически важной инфраструктурой.
В нем приводятся слова замглавы РЖД Евгения Чаркина, что сервисы на базе спутниковой связи низкоорбитальной группировки востребованы в том числе грузоперевозчиками. По его словам, тестирование системы планируется начать в 2025 году.
На вопрос, кто именно будет заниматься установкой оборудования, представитель «Бюро 1440» ответил, что это «совместная работа по интеграции», не уточнив деталей. Сколько будет стоить один терминал, кто его оплатит и другие коммерческие детали проекта не раскрываются.
В РЖД и «Аэрофлоте» также не стали комментировать условия будущего сотрудничества.
Как организована связь на самолетах и в поездах
Представитель РЖД лишь отметил, что сейчас пассажиры могут воспользоваться Wi-Fi в скоростных поездах дальнего следования «Сапсан» и «Ласточка», а также в фирменных поездах Федеральной пассажирской компании. Пул таких поездов «поэтапно расширяется». Через телекоммуникационную «дочку» РЖД «Транстелеком» пассажирам будет доступна специальная многофункциональная экосистема как в поезде, так и вне его. «Для получения доступа в интернет в поезде пассажиру необходимо пройти процедуру авторизации. После этого с помощью Wi-Fi можно подключиться к информационно-развлекательной системе для пассажиров и выйти в интернет. На текущий момент услуга доступа в интернет тесно связана с качеством покрытия сотовых операторов на конкретном участке пути», — рассказал представитель РЖД.
Гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков отметил, что на российских самолетах связь пропала после ухода иностранных игроков в 2022 году. «Что касается железных дорог, то вдоль трасс стоят базовые станции сотовой связи, которые обеспечивают связь в поездах, но не везде качественную. В самих поездах, например в «Сапсанах», стоят роутеры, которые усиливают сигнал связи в вагонах, — рассказал Кусков. — Соглашение с «Бюро 1440» важно в данном случае, потому что есть много мест, где связи нет, то есть нечего усиливать».
Как пояснил РБК акционер оператора спутниковой связи «Ка-интернет» Сергей Пехтерев, ранее на самолетах «Аэрофлота» услуги интернета предоставлялись через SITA OnAir — «дочку» швейцарской SITA. «Еще до начала специальной военной операции «Аэрофлот» решил сменить поставщика услуги и подписал соглашение с компанией «Стэкком». Последняя начала оборудовать самолеты, но по факту сейчас услуги не оказываются — это не особо нужно самому «Аэрофлоту», поскольку доступ в интернет в первую очередь был востребован на международных рейсах», — рассказал Пехтерев.
В частности, «Аэрофлот» и «Стэкком» в 2021 году обеспечили высокоскоростной доступ к интернету на 34 самолетах Airbus семейства А350, А320neo и А320ceo, предполагалось, что сервис также появится на семи новейших лайнерах A350, которые должны были в 2022 году пополнить парк авиакомпании, говорилось в сообщении авиаперевозчика в начале февраля 2022 года. В 2023 году «Аэрофлот» сообщал, что более 65 его самолетов Airbus A320ceo подключены к программному обеспечению, разработанному в рамках импортозамещения российскими IT-специалистами. Пассажиры могут подключиться к мультимедийной программе на борту с личных устройств через внутреннюю сеть Wi-Fi.
РБК направил запрос в «Стэкком».
У РЖД, по словам Пехтерева, было несколько экспериментов с разными компаниями по обеспечению поездов связью, но перевозчик не смог договориться по условиям сотрудничества ни с кем из потенциальных партнеров. «В РЖД считали, что все затраты по проекту должен нести оператор, но возникал вопрос окупаемости, потому что для подключения использовалось импортное оборудование, стоимость аренды спутниковой емкости также была высокой. При этом пассажиры не готовы были платить за интернет в поезде по высоким тарифам», — рассуждает Сергей Пехтерев. Он также отметил, что существующие спутниковые группировки в России работают на геостационарной орбите (расположены над экватором на расстоянии 36 тыс. км от Земли), они не всегда видны из-за лесов в северных регионах страны, и связь неустойчива, а где-то совсем недоступна. «Бюро 1440» будет работать на низкой круговой орбите 600 км над поверхностью Земли. «Если проект будет запущен, подобных проблем в этой сети не будет», — отметил Пехтерев.