Технологии и медиа, 23 янв 2020, 12:04

РФПИ и Baring Vostok инвестируют в сервис по продаже подержанных машин

Консорциум, в который входят Российский фонд прямых инвестиций и Baring Vostok, инвестирует в сервис продажи автомобилей CarPrice. В отличие от рынка новых машин, который пока показывает отрицательную динамику, от б/у ждут роста
Читать в полной версии
Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) станет совладельцем сервиса по продаже автомобилей CarPrice, говорится в сообщении фонда, поступившем в РБК. Соинвесторами РФПИ стали фонд Baring Vostok и несколько ведущих фондов Ближнего Востока (каких именно, РФПИ не сообщает).

Детали сделки стороны не раскрывают. Как следует из сообщения, привлеченные средства сервис планирует направить на увеличение темпов роста бизнеса в субъектах России и развитие платформы для корпоративных клиентов.

«Инвестиции в перспективные технологические компании подтверждают курс РФПИ и партнеров на цифровизацию российской экономики, — приводятся в сообщении слова главы РФПИ Кирилла Дмитриева. — В частности, вложения в рост бизнеса CarPrice позволят перейти к более безопасной и юридически защищенной модели продаж автомобилей, обеспечить максимальную выгоду для клиентов и минимальные издержки для дилерских центров.

Генеральный директор CarPrice Денис Долматов отметил, что автомобильная индустрия сейчас находится в стадии трансформации и, чтобы занять лидирующее место на рынке, компаниям нужно менять бизнес-модель, подстроив ее под развитие технологий и изменение покупательского поведения.

Созданный в 2014 году сервис CarPrice (ООО «Селаникар») принадлежит кипрской компании Vendebita Trading Ltd, следует из базы СПАРК. По итогам 2018 года выручка компании составила 12,5 млрд руб., а чистый убыток — 394 млн руб. Сооснователями сервиса являются Оскар Хартманн (создатель сервиса KupiVIP) и петербургский предприниматель Эдуард Гуринович.

Компания выступает посредником между владельцами машин и автодилерами. Собственник автомобиля заходит на сайт CarPrice и получает предварительную оценку своего авто, рассказав о модели, пробеге и т.д., а после едет на бесплатную диагностику в один из офисов сети. Далее автомобиль выставляют на аукцион, в ходе которого дилеры торгуются за него в режиме реального времени.

Для сервиса это не первый раунд привлечения инвестиций. В 2015-м CarPrice привлек $40 млн от фонда Baring Vostok Equity Fund V (входит в группу Baring Vostok). Также среди акционеров компании — Almaz Capital, AltaIR, e.ventures, Fastlane Ventures и частные инвесторы. В 2018 году сервис вошел в список 50 самых быстрорастущих технологических компаний Европы.

Перспективный рынок

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в 2019 году объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 5,4 млн машин, что на 0,4% меньше, чем в 2018 году. В то же время средняя цена легкового автомобиля с пробегом выросла за год на 6,2%, до 596,5 тыс. руб.

По оценке гендиректора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, CarPrice на данный момент занимает второе место на рынке подержанных автомобилей, уступая только компании «Рольф», и продает более 32 тыс. машин в год. «Доля компании на рынке продаж б/у автомобилей (без учета сделок между физлицами, на которые приходится до 80% рынка) составляет около 3%», — добавил он.

Эксперт считает, что созданная сервисом платформа дает широкие возможности для масштабирования бизнеса. «Если компания сохранит текущий темп развития, то с помощью привлеченных средств CarPrice сможет стать безубыточным уже в 2021 году и побороться за первое место на рынке», — уверен Михаил Бурмистров.

При этом, по его мнению, рынок подержанных авто перспективен и в среднесрочной перспективе будет расти в денежном выражении примерно на 5% в год. По прогнозу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2020 году продажи новых автомобилей в России могут упасть на 2,1%. «Участники рынка достигли потолка возможностей в стимулировании спроса [на новые автомобили]. Нет уверенности, что в 2020 году произойдет какое-либо существенное улучшение во внешней среде, — говорилось в материалах АЕБ. — Вопреки оптимистичным прогнозам прошлого размер российского автомобильного рынка остается небольшим, ниже своего потенциала». По итогам 2019 года в России было продано 1,759 млн новых автомобилей, что на 2,3% меньше, чем годом ранее, следует из данных АЕБ.

Собственный сервис по продаже автомобилей собирается запустить Сбербанк. Осенью 2019 года банк через ООО «Цифровые активы» стал единственным владельцем компании «Сбер.Авто». По данным источника РБК, Сбербанк уже ведет переговоры с крупнейшими игроками авторынка и планирует продавать через собственный автомобильный маркетплейс как новые, так и подержанные машины. С октября 2019 года сервис каршеринга YouDrive (входит в Mail.ru Group) начал предлагать пользователям приобрести автомобили из своего парка. Представители сервиса уверяли, что стоимость машин будет ниже средней на вторичном рынке.

Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженностью