Крупнейший в СНГ онлайн-кинотеатр впервые займется кинопрокатом
Кинопрокатом займется специально созданная компания — Megogo Distribution, говорится в сообщении сервиса. Для выхода на «большие экраны» Megogo нашла партнера — компанию Top Film Distribution, которая занимается дистрибуцией фильмов с 2006 года. «Мы хотим расширить бизнес и привлечь к его развитию людей, глубоко знакомых со сферой кинопроката», — пояснил РБК выбор партнера гендиректор Megogo в России Виктор Чеканов. Инвестиции в проект Megogo не раскрывает.
Top Film, которая занимается закупкой прав на фильмы в СНГ, Восточной Европе и странах Балтии, передал Megogo Distribution права на дистрибуцию семи картин, но это права только на кинопрокат, а остальные виды прав (например, freeTV, payTV и др.) остались у Top Film, рассказал РБК его учредитель Владимир Артеменко. Пока речь идет о семи крупных фильмах, например «Преступник», «Механик 2» и «Скайлайн 2», их общий прогнозируемый бокс-офис — около 1,5–2 млрд руб., говорит Артеменко. Первый из фильмов, «Преступник», выйдет на экраны 14 апреля, следует из информации на сайте Top Film.
В дальнейшем Megogo Distribution планирует закупать все виды прав — для показа фильмов как в кинотеатрах, так и онлайн, отметил Чеканов. Кроме того, кинопрокатное подразделение видеосервиса собирается пополнять свой «портфель» и новыми релизами, уже без участия Top Film. Разница во времени выхода фильмов в кинотеатрах и в интернете будет устанавливаться «без ущерба для кинотеатрального проката», в соответствии с контрактами с правообладателями, отмечается в сообщении Megogo. Подробности сотрудничества с партнерами представители Megogo не раскрывают.
Megogo и Top Film «плотно связаны» на уровне акционеров, поэтому у них возможна «качественная синергия», отметила вице-президент по контенту онлайн-кинотеатра Ivi.ru Ольга Филипук. Эти компании «всегда были аффилированными структурами, у них общие корни, поэтому мы не видим особого изменения юрлица», сказала и директор по контенту онлайн-кинотеатра Tvzavr.ru Елена Хлебникова.
Компания Top Film юридически не связана с Megogo, но Владимир Артеменко является одним из акционеров онлайн-кинотеатра, пояснил он сам РБК. Так как Megogo Distribution полностью принадлежит компании Megogo, Артеменко автоматически является совладельцем и нового кинопрокатчика. Megogo принадлежит кипрской компании Senseira Trading Ltd, следует из базы «СПАРК-Интерфакс», полный перечень владельцев видеосервис не раскрывает.
Другие крупные онлайн-кинотеатры, Tvzavr.ru и Ivi.ru, не планируют заниматься кинопрокатом, сообщили РБК их представители. Сервис Ivi.ru выпускает некоторые премьеры в прокат в партнерстве с кинопрокатчиками (например, картину «Я плюю на ваши могилы 3»), рассказала Филипук. «Независимые прокатчики с готовностью идут на выпуск фильмов, которые мы привозим как премьеры, когда это экономически оправданно для нас», — объяснила она, добавив, что у Ivi.ru нет необходимости выделять кинопрокат в отдельное направление бизнеса.
Megogo работает в 15 странах постсоветского пространства. По собственным оценкам компании, ежемесячная аудитория сайта достигает 40 млн уникальных пользователей. Исходя из этой оценки, Megogo является крупнейшим онлайн-кинотеатром в СНГ. Аудитория его ближайшего конкурента, Ivi.ru, по собственным данным, составила в декабре 2015 года 26,8 млн пользователей, однако этот кинотеатр работает в основном в России — экспансию в СНГ он начал только в конце 2015-го. По аудитории в России Megogo уступает Ivi.ru — в конце 2015 года у онлайн-кинотеатра было 17,2 млн уникальных пользователей в месяц внутри страны. Уступает он и по выручке: если у Ivi.ru доходы по итогам 2015 года превысили 1 млрд руб., то у Megogo они достигли всего 419,4 млн руб.
За ними идут Tvigle и Tvzavr.ru. Cредняя ежемесячная аудитория Tvigle в 2015 году составила 23,4 млн, а Tvzavr — более 22 млн пользователей (по собственным данным компаний). Tvigle не раскрывает свою выручку, доходы же Tvzavr в 2015 году составили 180 млн руб.
Российский рынок кинопроката
48 млрд руб. составили кассовые сборы кинопроката России за 2015 год (на 4% больше, чем в 2014 году)
190,8 млн билетов купили зрители в России в 2015 году
252 руб. составила средняя цена билета в кино в 2015 году
11 фильмов собрали более 1 млрд руб. в прокате в 2015 году
15,7% общей кассы в России и СНГ в 2015 году собрали российские фильмы
8 отечественных фильмов из 129 вышедших на экраны окупились или принесли прибыль
13 дистрибьюторских компаний преодолели отметку в 100 млн руб. кассовых сборов
Источник: журнал «Кинобизнес»