Эксклюзивы РБК, 23 мая, 23:32

Исполнительным директором Wildberries станет экс-топ-менеджер «Магнита»

Семья Бакальчук, основавшая крупнейший российский маркетплейс Wildberries, привлечет к управлению известных топ-менеджеров. Его исполнительным директором станет Ольга Наумова, в прошлом топ-менеджер «Магнита» и X5 Group
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Гребенщиков / РБК)

Пост исполнительного директора Wildberries в ближайшее время займет Ольга Наумова, рассказали РБК два источника, знакомые с кадровыми перестановками в компании.

После публикации материала в Wildberries подтвердили кадровые перестановки. Как уточнили в компании, Наумова присоединится к команде Wildberries «в качестве одного из исполнительных директоров в составе правления компании с июня 2024 года»: «Ольга займется улучшением операционной эффективности складской и транспортной логистики, развитием сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ), улучшением клиентского опыта». «В стратегии Wildberries много планов по развитию как основного бизнеса, так и других направлений. Уверена, что кросс-индустриальный опыт Ольги в федеральном и региональном ретейле позволит нам сделать Wildberries еще более удобной, функциональной площадкой для наших пользователей и поможет повысить прибыльный рост компании», — комментирует генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук (ее слова приводит пресс-служба компании).

С момента создания и до сих бессменной главой Wildberries была основательница компании Татьяна Бакальчук (№ 22 в российском списке Forbes с состоянием $7,4 млрд). Ее муж Владислав Бакальчук также принимает участие в управлении компанией. «В нашей компании я — про vision, Владислав — про цифры», — объясняла Татьяна Бакальчук распределение функционала между супругами.

Как Бакальчук воспринимает свою роль в компании

Татьяна Бакальчук не раз заявляла, что не хочет быть единственным лидером в компании. «В нашей стране вообще распространена история, когда бизнес ассоциируется исключительно с одним управленцем. На мой взгляд, это неправильно. Нельзя становиться «узким горлышком» и замыкать все на себе. Это такая ловушка, потому что, когда этот главный человек уходит, в компании начинается хаос», — говорила она Forbes. По ее словам, в компании делают все, «чтобы вырастить такую команду, в которой сотрудники сами принимали бы решения».

В интервью РБК среди задач Бакальчук указывала, чтобы работающие в компании люди могли без нее «нести ДНК, принципы и цели». «Очень классная книга — «Пять уровней лидерства». Я хочу быть лидером пятого уровня, когда твоя воля не ощущается, но все бегут в правильно заданном направлении сами, по доброй воле, 24 на 7. Но мне пришлось сделать откат с этого уровня: я не живу в розовых очках, компания сейчас проходит непростой период, есть разброд и шатание, и моя воля сейчас в компании очень сильно заметна. Не всем это нравится, но я знаю, что я сейчас все необходимое сделаю и буду стремиться обратно на пятый уровень», — говорила Бакальчук.

Общаясь со студентами Высшей школы экономики, основательница Wildberries отмечала, что «лучший руководитель — тот, чья воля не чувствуется». «Я сейчас как бы даже чуть-чуть вниз бы спустилась, потому что моя воля сейчас в компании ощущается очень сильно, это неправильно, — говорила Бакальчук. — Но сейчас сложный период в компании, поэтому, пока мы не вырастим новых сильных лидеров, мне придется побыть таким видимым руководителем».

Чем известна Ольга Наумова

В начале 2000-х Наумова работа преимущественно в «традиционной» промышленности: в 2001 году начала работать в структурах «Северстали», в 2002–2006-м была гендиректором Череповецкого сталепрокатного завода. В 2009 году возглавила дочернюю компанию Новолипецкого металлургического комбината ООО «НЛМК-Сорт», затем до 2013 года занимала пост гендиректора компании «Римера», нефтесервисного дивизиона Челябинского трубопрокатного завода.

В последние годы она стала одним из самых известных топ-менеджеров на FMCG-рынке. В 2013–2018 годах она возглавляла торговую сеть «Пятерочка», входящую в X5 Group. Именно в этот период компания смогла обогнать своего главного конкурента — «Магнит» — и по числу магазинов, и по выручке. Затем в июне 2018 года Наумова возглавила «Магнит». Свой подход к управлению она сама в интервью РБК сразу после назначения описывала так: «Считается, что если человек харизматичный и сильный, то он априори тиран и деспот, который рядом с собой других сильных людей не терпит и не держит. Но я считаю это собранием заблуждений. Можно создавать сильные команды, будучи неслабым человеком. Я как раз люблю сильных людей, разных, со своими характерами, интересами, преимуществами и недостатками. <...> Никогда не бывает слишком много руководителей, способных самостоятельно принимать решения и за них отвечать. Почему? Потому что отвечать никто не хочет. Все хотят быть генералами, иметь погоны и зарплату, но никто не хочет отвечать за проигранные сражения. Для меня важно, чтобы люди были преданы и лояльны не мне персонально или даже компании, а были вовлечены и верили в перспективы, понимали, куда мы идем, разделяли наши цели, и это был бы их свободный выбор».

Но в «Магните» Наумова проработала год и покинула компанию из-за разногласий с советом директоров по поводу стратегии развития.

После ухода из «Магнита» Ольга Наумова несколько раз меняла сферу деятельности: в 2019-м возглавляла логистическую компанию LORUS SCM, в 2021-м — розничный «Восточный союз», в начале 2022-го — Русскую рыбопромышленную компанию (РРПК).

При переходе в РРПК в начале 2022-го перед Наумовой ставилась задача трансформации бизнеса компании: развитие новых технологий добычи и переработки, запуск нового флота, развитие продаж, повышение операционной эффективности. В середине мая стало известно, что Наумова покинет свой пост в РРПК с начала июня 2024 года «в связи с реализацией поставленных задач и истечением контракта». За два года в этой должности ей в целом удалось выполнить перечисленные задачи, говорили РБК эксперты.

Какие задачи у Wildberries

Wildberries — крупнейший маркетплейс в России по размеру оборота. В 2023 году показатель превысил 2,5 трлн руб., а в этом году может вырасти примерно на 60%, до 4 трлн руб., прогнозировала ранее Татьяна Бакальчук.

При этом выручка основного юрлица «Вайлдберриз» в прошлом году выросла на 70% и составила 539 млрд руб. Основную часть — 221,6 млрд руб. — принесли агентские вознаграждения, еще 121,85 млрд руб. пришлись на розничные продажи товаров. Чистая прибыль компании увеличилась на 87%, до 19 млрд руб.

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров назвал назначение «масштабным, логичным и одновременно неожиданным». Он проводит аналогию с основателем «Магнита» Сергеем Галицким, «который в свое время так и не передал управление наемным менеджерам, что могло бы повести развитие компании по другому пути». «В целом сейчас Wildberries не хватает системности: компания слишком быстро растет, и понятно, что в таких условиях люди, технологии, процессы могут не справляться со скоростью роста. Ольга Наумова — специалист, который обладает мощнейшим системным мышлением, неутомимой работоспособностью и способностью глубоко вникать в процессы и проводить изменения. Можно вспомнить трансформацию «Пятерочки», которая не имела аналогов по своему масштабу. Это был вывод бизнеса на новый уровень», — отметил Бурмистров.

Среди особенностей Wildberries помимо быстрого роста он упомянул то, что компания, в отличие от других крупных маркетплейсов, является рентабельной по чистой прибыли. «Но понятно, что сейчас компании нужно выходить на другой уровень, и в 2025 году у Wildberries есть все шансы побороться за первое место по размеру товарного оборота с бессменным лидером на рынке ретейла X5 Group. Привлечение мощного лидера в этом смысле выглядит логичным», — указал Бурмистров.

Среди анонсированных ранее планов Wildberries на ближайший год — строительство около 2,5 млн кв. м новых складских площадей на сумму более 103,5 млрд руб. в России и еще 100 тыс. кв. м — в Казахстане. Таким образом, собственные площади интернет-платформы должны вырасти до 4 млн кв. м. Также компания продолжает разбираться с последствиями пожара на ее крупном складе в Шушарах Ленинградской области, который произошел 13 января.

Кроме того, российские власти в последние месяцы проявляют повышенное внимание ко всем маркетплейсам и к Wildberries в частности. Есть несколько вариантов законопроекта по регулированию этого рынка, которые вызывали много вопросов у самих площадок. В начале года ФАС заявила, что, по ее оценке, Wildberries и Ozon занимают доминирующее положение на рынке с долями 47 и 35,5% соответственно. Как говорили опрошенные РБК эксперты, признание доминирующими носит для Wildberries и Ozon «сигнальный, превентивный и предупреждающий для них характер».

Pro
Черпать кружкой воду с корабля: как ключевая ставка ЦБ влияет на инфляцию
Pro
Карьера в IT превратилась в сверхидею. Что с ней будет в ближайшие 5 лет
Pro
Вдохновился Италией и открыл пиццерию: как прогорают ресторанные проекты
Pro
Увязнут ли Китай и ЕС в изнуряющей торговой войне
Pro
Взял должника «на абордаж». Что делать дальше, чтобы не «утонуть» с ним
Pro
Как новый сервис ФНС повлияет на проверку контрагентов
Pro
«Экономическое чудо не то, чем кажется». Сможет ли Италия обойти Германию
Pro
«Астрономические цены». Как производитель Ozempic зарабатывает на США