Технологии и медиа, 23 июл 2015, 00:01

Baring Vostok инвестировал в онлайн-аукцион подержанных автомобилей

Онлайн-аукцион подержанных машин CarPrice привлек $40 млн инвестиций. Раунд возглавил фонд Baring Vostok, который ранее вкладывал средства в «Яндекс», Gett, Avito и другие крупные интернет-компании в России
Читать в полной версии
Фото: «РИА Новости»

Один из фондов группы Baring Vostok — Baring Vostok Equity Fund V — стал самым крупным инвестором раунда, говорится в сообщении CarPrice. Общий объем вложений в сервис по покупке подержанных автомобилей составил $40 млн, сколько именно вложил фонд Baring — стороны не раскрыли. Также участники сделки не уточнили, какую долю в сервисе получили инвесторы в обмен на инвестиции.

Кроме Baring Vostok в раунде приняли участие ранее инвестировавший в CarPrice ​фонд Almaz Capital и частные инвесторы, в числе которых — Александр Черняк (имена других бизнес-ангелов не раскрываются). Almaz Capital Александра Галицкого был среди первых семи инвесторов CarPrice наряду, например, с AltaIR Capital и Fastlane Ventures, которые в октябре 2014 года вложили в автостартап $2 млн.

Привлеченные деньги CarPrice потратит на региональную экспансию: в концу августа компания собирается открыть 15 новых офисов в Москве, к концу года — 30 в регионах России, а также нанять еще 400 сотрудников, рассказал гендиректор компании Эдуард Гуринович РБК. Сегодня у CarPrice​ 20 офисов в Москве, Санкт-Петербурге и регионах, а в команде — 200 человек.

CarPrice в 2014 году в цифрах

6 млн подержанных автомобилей поменяли владельцев

$60 млрд составлял объем российского рынка подержанных автомобилей

150–200 автомобилей CarPrice продавал ежемесячно

$1,5 млн составлял ежемесячный оборот CarPrice

5% составляла комиссия CarPrice

80% аукционов выигрывали небольшие дилеры

Источники: данные компании, «Автостат», расчеты РБК

Автопосредники

CarPrice работает всего около года — с лета 2014-го. Компания выступает посредником между владельцами машин и автодилерами. Собственник автомобиля заходит на сайт CarPrice и получает предварительную оценку своего авто, рассказав о модели, пробеге и т.д., а после едет на бесплатную диагностику в один из офисов сети. Далее автомобиль выставляют на аукцион (процедура подготовки занимает около 20 минут), в ходе которого автодилеры торгуются за него в режиме реального времени. На онлайн-торги отводится полчаса — именно за такое время CarPrice гарантирует продажу авто.

Ежемесячно на площадке проходит около 4 тыс. аукционов. К системе CarPrice на сегодняшний день подключились 3611 дилеров, хотя в декабре прошлого года их было только около 600. Как объясняет Гуринович, у крупных автодилеров «больше способов для пополнения стоков, поэтому они объективно в CarPrice не заинтересованы», поэтому стартап рассчитывает на мелких и средних игроков, которым «тяжело дается продажа автомобилей».

Сам CarPrice зарабатывает на комиссии: она составляет 2–5% от сделки, поясняет Гуринович. Конкретных финансовых показателей он не раскрывает. «Динамика роста выручки положительная, но в прибыль пока не вышли, потому что решили ускориться в развитии и увеличить объем автомобильных сделок», — говорит гендиректор CarPrice. Изначально стартап планировал выйти на самоокупаемость в 2015 году, но срок сместился на первую половину 2016 года.

По словам старшего партнера Baring Vostok Capital Partners Елены Ивашенцевой, CarPrice демонстрирует «бурные темпы роста» на фоне общего падения рынка новых и подержанных автомобилей и «высокую востребованность сервиса» у владельцев подержанных машин и автодилеров. За счет инвестиций CarPrice усилит свои лидерские позиции на рынке, надеется она.

Бороться за долю рынка CarPrice, по словам исполнительного директора «Автостат» Сергея Удалова, придется в первую очередь с онлайн-классифайдами — Avito.ru, Auto.ru (принадлежит «​Яндексу»), Drom.ru. «Через эти и более мелкие сервисы онлайн-объявлений в России сегодня продается около 98% подержанных автомобилей — остальные машины продают через знакомых», — считает Удалов. Работающих в формате аукциона компаний на российском рынке он не вспомнил.

Ключевые персоны

Проект CarPrice (ООО «Селаникар») принадлежит кипрской компании Vendebita Trading Ltd, следует из базы СПАРК-Интерфакс. По информации РБК на 2014 год, основатель KupiVIP Оскар Хартманн владеет 27,7% уставного капитала кипрской компании, Артем Большаков — 14,7%, Эдуард Гуринович — 6,1%.

Основатель KupiVIP захотел «пересадить» на российскую почву популярный в США и Европе формат онлайн-аукционов подержанных автомобилей. Петербуржец Гуринович приехал в Москву год назад, узнав о найме людей в новый амбиционзый проект Хартманна — и вскоре возглавил компанию, став также ее миноритарным акционером.

Конкурентная среда

С Avito работают более 60% официальных дилеров, сказал РБК представитель компании. По его словам, через сервис продается 4,5 машины в минуту, а всего за 2014 год свои автомобили на Avito продали около 2,4 млн пользователей.

«Из-за снижения покупательской способности увеличивается среднее время «жизни» объявления, так как люди склонны экономить, стремятся получить максимальную выгоду, продавая свой автомобиль», — рассказал РБК руководитель Auto.ru Роман Абрамов. По его словам, на Auto.ru в июне этого года было добавлено на 7% больше объявлений, чем в начале декабря 2014 года, но при этом число объявлений, снятых с сайта по причине продажи, упало на 43% соответственно.

«CarPrice находится в сложной ситуации: в России продавцы достаточно консервативны — они хотят продать автомобиль напрямую новому владельцу и сэкономить на посредниках. А CarPrice является еще одним дополнительным посредником. Авторитетных источников для сравнения цен нет. В этих условиях рынка аукционной модели сложно развиваться», — считает Удалов.

В других странах, например в США и Японии, развита культура продажи машин через дилеров, рассказывает Удалов. ​Гендиректор CarPrice признает, что у компании действительно есть проблема с доверием: лояльности владельцев машин компания пытается добиваться посредством ТВ-рекламы и PR.

«Появление дилерского аукциона интересно в контексте общего развития рынка, однако в сложных экономических условиях, когда падение продаж отдельных марок новых авто может достигать 80%, мы видим, что дилеры в том числе пробуют нарастить продажи автомобилей с пробегом, где падение менее значимо. Впрочем, аукционная модель нацелена не на сбыт автомобилей, а на наращивание парка, что не является сейчас приоритетной задачей для дилеров. Помимо этого, дилеры заинтересованы в сохранении конечной маржи с каждого перепроданного автомобиля, что в текущей рыночной ситуации достаточно сложно сделать, приобретая автомобили в рамках аукционной модели», — считает Абрамов.


Рыночная обстановка

По данным «​Автостата», объем продаж автомобилей с пробегом в России в январе—декабре 2014 года составил 6,099 млн штук. Это на 6% больше, чем за аналогичный период 2013 года, но к концу года рынок просел. За первые полгода 2015 года было продано 2,2 млн автомобилей с пробегом, что на 23,4% меньше, чем за первые шесть месяцев 2014-го. По мнению исполнительного директора «Автостата» Сергея ​Удалова, только 10% от общего объема продаж проходит через дилеров, и именно на эту часть рынка претендует CarPrice. Но продажи подержанных автомобилей через дилеров динамично растут, отмечает эксперт. Этому способствуют в том числе набирающие популярность сделки trade-in (обмен старого автомобиля на новый, при котором деньги от продажи подержанного авто становятся первым взносом на покупку нового).


Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга