Технологии и медиа, 23 сен 2021, 11:36

В России появился реестр соцсетей. Что это значит для них и пользователей

Роскомнадзор объявил, что начал вести реестр соцсетей. Создание этого списка позволит жаловаться на соцсети, если они не удаляют противоправный контент или блокируют доступ к контенту, который пользователи считают законным
Читать в полной версии
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Роскомнадзор приступил к формированию реестра социальных сетей. В среду, 22 сентября, ведомство объявило, что внесло в него восемь ресурсов — Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, Likee, YouTube, «ВКонтакте» и «Одноклассники». Соответствующие уведомления Роскомнадзор направил их владельцам.

На сайте ведомства создали специальный раздел с общей информацией о реестре, личным кабинетом для владельцев соцсетей, формой для обращений пользователей соцсетей и др. сервисами.

Что изменится для соцсетей и пользователей с появлением реестра, разбирался РБК.

Зачем нужен новый реестр и как он будет работать

С 1 февраля этого года вступили в силу поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», направленные на мониторинг информационных ресурсов, так называемый закон «о самоконтроле социальных сетей». В соответствии с ним, владельцы интернет-площадок, на который пользователи создают страницы на русском языке (а также языках, которые признаны официальными на территории субъектов) и чья суточная аудитория превышает 500 тыс. пользователей, находящихся в стране, должны будут не допускать использование своего ресурса в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения государственной или иной специально охраняемой законом тайны, распространения материалов, содержащих публичные призывы к терроризму или оправдывающих его, пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости, а также материалов, содержащих нецензурную брань.

Кроме того, владельцы соцсетей должны будут не допускать распространение информации, которая порочит гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями, а также выявлять и блокировать запрещенную в России информацию:

  • материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
  • рекламу интернет-казино и дистанционной продажи алкоголя;
  • данные о способах изготовления и употребления наркотиков;
  • информацию, склоняющую детей к опасным для жизни незаконным действиям, а также о способах совершения самоубийства и призывах к нему;
  • информацию, выражающую «явное неуважение» к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции России или органам госвласти;
  • призывы к массовым беспорядкам, экстремизму и участию в несогласованных публичных мероприятиях и др.

Соцсети должны размещать свои правила, счетчик посещаемости, электронную форму для обращений пользователей о выявлении противоправной информации, а также ежегодно публиковать отчет о рассмотрении подобных обращений. При выявлении запрещенных материалов соцсеть должна его заблокировать, в спорных ситуациях ее представители могут обратиться в Роскомнадзор.

При этом пользователи соцсетей, чьи страницы или контент были удалены, смогут обжаловать это решение. Владелец соцсети обязан ответить на такую жалобу в течение трех дней. Если пользователь останется несогласен с решением площадки, он сможет подать заявление в Роскомнадзор об отмене принятых владельцем ресурса ограничений, и ведомство сможет потребовать восстановления доступа к контенту, если признает аргументы пользователя корректными.

Российские власти ранее уже требовали от YouTube (принадлежит Google), Facebook, Twitter и других крупных соцсетей удалить публикации, склоняющие несовершеннолетних к совершению самоубийств, информации об использовании наркотических средств, детскую порнографию, призывы к несанкционированным митингам и др. контент. Параллельно власти предъявляли претензии зарубежным площадкам за удаление контента Russia Today, «РИА Новости», Sputnik, телеканалов «Царьград» и «Крым-24», называя это «цензурированием российских СМИ».

Что это значит для компаний и пользователей

За упущения в мониторинге соцсетям штрафы не предусмотрены. Вместе с тем ст. 13.41 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штраф для юрлиц за неудаление противоправного контента от 800 тыс. до 4 млн руб., а в случае, если речь идет о неудалении призывов к экстремистской деятельности, детской порнографии и информации о способах изготовления наркотиков — от 3 млн до 8 млн руб. При повторном нарушении штрафы могут быть увеличены вплоть до одной пятой совокупной выручки ресурса за предыдущий год соответственно, но не менее 4 млн руб.

К настоящему времени российские суды вынесли десятки решений о штрафах для иностранных интернет-компаний, но часть из них осталась не оплаченной. В середине сентября представитель Таганского суда Москвы заявлял, что с начала года на Twitter было наложено штрафов на 45 млн руб., из которых соцсеть не оплатила ни один. В то же время Google и соцсеть TikTok (принадлежит китайской компании ByteDance) частично выплатили штрафы по аналогичным нарушениям.

Другой способ воздействия на интернет-компании — блокировка их ресурсов или замедление скорости доступа к ним. Уже несколько лет в России заблокирована соцсеть LinkedIn из-за невыполнения требования о хранении данных россиян на серверах, расположенных в России. С середины марта этого года Роскомнадзор замедлял скорость доступа к Twitter, ограничения были сняты спустя почти два месяца после того, как соцсеть удалила 90% ссылок, ограничить которые требовало ведомство.

Гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян считает, что новый механизм в законе, скорее всего, будет работать «не очень хорошо»: «Пока закон остается теоретическим и активного правоприменения вряд ли стоит ожидать. Механизм жалоб на запрещенную информацию в соцсетях уже и так давно есть. Теперь требуется, чтобы соцсети отчитывались, что и так удаляют противоправный контент. Главное, чтобы исполнение закона не становилось показухой».

РБК направил запросы в Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, Likee, YouTube, «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США