Итоги 2021, 23 дек 2021, 19:45

Как россияне смотрели телевизор в 2021 году. Инфографика

«Россия 1» уже шестой год становится самым популярным каналом у российских телезрителей. Существенных изменений в позициях каналов не произошло, но в 2021-м отмечается общее снижение рейтингов и доли аудитории у всех вещателей
Читать в полной версии
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Российский офис компании ECI Media Management, одного из клиентов официального измерителя российской аудитории Mediascope, по просьбе РБК подсчитал показатели аудитории всех федеральных каналов за первые 11 месяцев 2021 года. Итоги года на российском ТВ сама компания Mediascope, утвержденная Роскомнадзором на 2020–2022 годы как единый измеритель телеаудитории, публикует в начале января после новогодних праздников. Но на финальные годовые позиции каналов декабрь, как показывают результаты прошлых лет, практически не влияет.

После публикации материала было внесено исправление в части показателей телеканала РЕН-ТВ - вещатель находится на пятом месте среди каналов по итогам 11 месяцев.    

Телеканал «Россия 1» (входит в госхолдинг ВГТРК) вновь претендует на первое место среди федеральных телевещателей в 2021 году. По итогам января—ноября рейтинг флагманского канала ВГТРК в аудитории старше четырех лет составил 1,76%, доля — 11,52%. Его основной конкурент — «Первый канал», шестой год подряд занимает второе место с рейтингом 1,48% и долей 9,77% за аналогичный период. Замыкает тройку лидеров традиционно НТВ (1,34 и 8,79% соответственно).

Как измеряется аудитория каналов

Топ телеканалов, основанный на данных Mediascope, строится на основе двух ключевых показателей.

Рейтинг — это соотношение всех, кто смотрел тот или иной канал, и всего населения.

Доля аудитории показывает, сколько зрителей было у конкретного канала относительно всех, у кого в данный момент был включен телевизор.

У каждого вещателя есть своя целевая аудитория, но, чтобы сравнивать каналы между собой, используется общая аудитория — все зрители старше четырех лет. До 2020 года измерения были ограничены только телезрителями в крупных городах с населением больше 100 тыс. человек, но с прошлого года данные учитывают телесмотрение и в небольших населенных пунктах.

«Первый канал» впервые уступил «России 1» позиции самого популярного канала по среднесуточной аудитории по итогам 2016 года. Тогда, согласно измерениям Mediascope, среди всех зрителей старше четырех лет доля «России 1» по всей стране составила почти 12,9%, а у «Первого канала» — 12,7%. До этого «Первый канал» лишь один раз уступал лидерство: в 2012-м на первое место вышел НТВ с долей аудитории 14,7 против 14,3%, но через год «Первый канал» снова возглавил рейтинг за счет увеличения контента.

Гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст неоднократно критиковал методику Mediascope. В 2005 году «Первый канал» даже отказался от услуг измерителя (тогда Mediascope работал под брендом TNS), и хотя в 2017 году их сотрудничество возобновилось, медиаменеджер называл методику устаревшей и отмечал, что система «измеряет только сегмент аудитории в основном пожилой, малоподвижной и не очень состоятельной». Измерения Mediascope проводит с помощью специальных приборов — пиплметров, которые устанавливает в домохозяйствах и измеряет, какие каналы и в какое время смотрят россияне. В 2020 году гендиректор «Первого канала» заявил, что анализировать аудиторию на основании этих данных «так же опасно, как летчику пилотировать самолет по сломанным приборам». По словам Эрнста, «мало кто представляет», что доли и рейтинги больших каналов в городах с миллионным населением «часто распределяются на основании данных порядка 30 таких коробочек, так что победу того или иного канала явно определяет бабушка, в чью-то пользу заснувшая у телевизора».

Почему в 2021 году россияне смотрели меньше телевидения

Существенных изменений в позициях каналов в рейтинге популярности по сравнению с прошлым годом не произошло, но в 2021 году отмечается общее снижение показателей рейтинга и доли аудитории у всех вещателей, свидетельствуют данные ECI Media Management. В 2020 году связанные с пандемией ограничения усилили интерес к домашнему потреблению аудиовизуального контента, и медиабизнес этим воспользовался: количество платформ, предлагающих разнообразные продукты, и популярность онлайн-кинотеатров выросли, отмечает главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. «Большие каналы не могут так оперативно и гибко перестраиваться и теряют аудиторию не только у нас — это мировой тренд», — поясняет эксперт.

В целевой аудитории телеканалов, на которую ориентирована большая часть передач у каждого из них, также заметно снижение. Так, у «Первого канала» целевая аудитория — зрители в возрасте 14–59 лет: доля вещателя за 11 месяцев 2021 года снизилась с 8,68 до 7,79% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Для «России 1» и НТВ целевой является аудитория в возрасте 18+. Доля каналов в этой категории — 12,27 и 9,28% соответственно (против показателей 12,5 и 10,35% годом ранее). ТНТ, в свою очередь, ориентируется на россиян от 14 до 44 лет. По итогам одиннадцати месяцев у вещателя было 8,23% этой аудитории (в предыдущем году — 8,46%). Целевая аудитория СТС — 10–45 лет, его доля в ней — 9,9% (в 2020 году было 10,21%).

Представители ВГТРК, «Первого канала» и НТВ на момент публикации материала на запросы РБК не ответили. В пресс-службе «Газпром-Медиа» напомнили, что в 2021 году федеральные телеканалы холдинга (среди них НТВ, «Матч ТВ», ТНТ, ТВ-3, «Пятница!», 2х2) показали суммарно 207 премьерных проектов. В холдинге также заявили, что «десятый год подряд удерживают лидерство в телеаудитории в возрасте от 14 до 44 лет», однако точные цифры не привели.

В пресс-службе СТС, в свою очередь, со ссылкой на Mediascope заявили, что доля канала по целевой аудитории во всех городах России выше — за 11 месяцев 2021 года она составляет 10,1%. Представитель вещателя также напомнил, что в новом телесезоне канал запустил линейку больших семейных шоу, которую открыл перезапуск проекта «Форт Боярд». Первый выпуск посмотрели 24,6% российских телезрителей в возрасте 10–45 лет, а средняя доля проекта составила 18,3%.

В пресс-службе ТНТ отметили, что в 2021 году на канале увеличилось количество премьер по сравнению с предыдущим годом — было показано «больше 1000 эпизодов и 638 часов нового контента», в эфир вышли 76 премьерных проектов. Доля вещателя в целевой аудитории год к году увеличилась с 8,6 до 8,7%, однако эти показатели, которые ТНТ приводит со ссылкой на Mediascope, учитывают только города с населением больше 100 тыс. человек.

Pro
Индонезия против: почему в стране запретили новейшую модель iPhone
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Необычный способ закрыть вакансии. Нанимаем людей с долгами
Pro
Плюс 246% в корзину: чему магазинам стоит поучиться у Netflix