Технологии и медиа, 24 мая 2021, 13:16

Глава Da Vinci Capital объявил о подаче иска к Telegram в Лондоне

Управляющий партнер инвестиционного фонда Da Vinci Capital Олег Железко рассказал о причинах иска к Telegram. По его словам, предложение вернуть средства инвесторы фонда получили всего за сутки до дедлайна
Читать в полной версии
Фото: Carl Court / Getty Images

Управляющий партнер инвестиционного фонда Da Vinci Capital Олег Железко в интервью телеканалу РБК заявил о начале арбитражного процесса в Лондоне против Telegram. Он пояснил, что обратился в суд, потому что предложение о возврате вложенных в криптовалюту TON средств было сделано инвесторам Da Vinci «не до конца корректно».

«Нашему фонду это предложение поступило где-то за 24 часа до дедлайна, и многие из наших инвесторов просто не получили физическую возможность проанализировать документы и, соответственно, получить адекватный возврат на те инвестиции, которые были сделаны», — рассказал Железко.

Он также напомнил, что после запрета запуска TON американской Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) инвесторы получили «достаточно много разных конфликтующих уведомлений о том, что токены выйдут, потом — что не выйдут, потом — что опять выйдут». «Было достаточно много тяжелых коммуникационных моментов, и инвесторам было очень тяжело принять правильное решение о том, взять деньги обратно либо переконвертировать в кредит», — объяснил он.

В чем суть претензий инвесторов к Telegram

Telegram взяла на себя обязательство до конца 2019 года запустить блокчейн-платформу TON, на создание которой привлекла у разных инвесторов $1,7 млрд. Однако незадолго до наступления дедлайна SEC подала в суд на Telegram, потребовав запретить запуск платформы. Комиссия обвинила компанию в том, что выпускаемые ею токены по сути ценные бумаги, а значит их необходимо было зарегистрировать соответствующим образом. Из-за этого запуск TON был отложен до 30 апреля 2020 года. Но в конце того апреля основатель Telegram Павел Дуров сообщил инвесторам, что компания не сможет запустить проект в указанные сроки, и предложил план выхода: или вернуть 72% вложенных средств, или получить 110% первоначальных вложений к 30 апреля 2021 года. В мае он объявил о закрытии проекта. По условиям мирового соглашения с SEC, Telegram обязалась выплатить штраф комиссии ($18,5 млн), а также вернуть инвесторам $1,22 млрд из $1,7 млрд (72% от изначальных вложений).

Инвесторы фонда Da Vinci Capital направили основателю Telegram Павлу Дурову, вице-президенту Илье Перекопскому и другим топ-менеджерам и юристам компании уведомление о намерении подать иск к TON Inc. и Telegram Inc. в конце февраля этого года. Они потребовали компенсировать ущерб в несколько десятков миллионов долларов за неудавшийся проект. Тогда источник РБК, близкий к Telegram, сообщил, что инвесторы просят возместить $20 млн, при этом, по мнению юристов лондонского офиса Skadden, представляющих интересы Telegram, у таких претензий мало шансов на успех, «так как договор четко обговаривал как расходы, так и риски».

В интервью телеканалу РБК Железко напомнил, что один из фондов Da Vinci Capital собрал около 50 инвесторов, которые вложили в Telegram около $70 млн (из документов SEC следовало, что Disruptive Era Fund под управлением Da Vinci Capital договорился о покупке токенов Gram на $72,1 млн и в 2018 году перевел $45,4 млн). Он подчеркнул, что в судебном разбирательстве с Telegram Da Vinci Capital выступает в качестве координатора. «У нас достаточно много фондов, инвестиционных продуктов, и мы всегда стоим на стороне инвестора. Мы защищаем их права, хотим, чтобы наши инвесторы зарабатывали деньги. И когда возникают разные юридические коллизии, несоответствия, конечно, у нас нет другого выбора, как иногда переводить эти разбирательства в судебную плоскость», — объяснил управляющий партнер Da Vinci Capital.

Он добавил, что вопросы к создателям TON есть «у европейских, американских инвесторов, которые также, наверное, переводят свои права в ту или иную юридическую плоскость». Отвечая на вопрос, возможны ли разбирательства со стороны иностранных инвесторов, Железко отметил, что сейчас «работают независимые компании, которые аккумулируют интересы разных инвесторов», и в консультации с ними Da Vinci Capital пытается решить данные вопросы с Telegram.

Помимо Da Vinci Capital среди инвесторов TON были миллиардер Роман Абрамович, основатель QIWI Сергей Солонин, сооснователь «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили и другие крупные российские бизнесмены.

РБК направил запрос представителям Telegram. Источник РБК, близкий к руководству компании, заявил, что после подачи иска представители Da Vinci Capital несколько раз пытались выйти на руководство Telegram с попыткой заключить мировое соглашение, однако топ-менеджмент компании «считает подобные иски абсурдными, поэтому не проявил интереса к переговорам».

Он объяснил, что Da Vinci предложили конвертировать средства в заем «сразу после того, как фонд смог подтвердить, что не имеет резидентов США среди вкладчиков», поскольку из-за регуляторных ограничений Telegram не предлагал конвертировать инвестиции в заем американским инвесторам. «Da Vinci в течение долгого времени не мог предоставить подобное подтверждение, поэтому сократил собственное время до дедлайна», — рассказал собеседник РБК.

«Ни один из многочисленных известных западных фондов, представленных среди инвесторов TON, не выражал каких-либо претензий к Telegram. Более того, многие инвесторы с глобальными брендами выражали поддержку руководству Telegram в связи с регуляторным прессингом, который помешал компании запустить TON», — добавил он.

Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Скоро работодатели смогут забраться в голову к работникам. Законно ли это
Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
Какие предбанкротные сделки должника Верховный суд считает нормальными