Технологии и медиа, 24 сен 2015, 15:43

Кризис заставил россиян полюбить китайские онлайн-магазины

Объем покупок россиян в зарубежных интернет-магазинах ежегодно удваивался на протяжении шести лет. По итогам 2015 года доля заказов из-за границы превысит треть общего числа покупок в Сети, прогнозируют эксперты АКИТ
Читать в полной версии
Фото: REUTERS 2015

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющая 16 крупных участников рынка (Ozon, KupiVip, Lamodа, «М.Видео», «Связной», «Спортмастер» и др.), выпустила свое первое исследование по трансграничной торговле в России (есть в распоряжении РБК). Измерения основаны на данных отчетности платежных систем, на которую сегодня приходится более 80% оплат в зарубежных онлайн-магазинах, уточняет представитель АКИТ Екатерина Шустер. По ее словам, в ассоциации считают, что подобная методология позволяет «более эффективно оценивать объем рынка в денежном выражении, чем оценка среднего чека и количества почтовых отправлений».

Из исследования АКИТ следует, что объем покупок российских интернет-пользователей в зарубежных магазинах на протяжении последних шести лет ежегодно удваивался: если в 2008 году россияне заказали из-за рубежа товаров на 4,3 млрд руб., то по итогам 2014 года эта сумма достигла 208,6 млрд руб. Весь рынок электронной коммерции в России по итогам прошлого года, по оценкам ассоциации, составил 713 млрд руб.

В первом полугодии этого года интерес россиян к покупках в иностранных магазинах продолжает нарастать: по расчетам АКИТ, за этот период интернет-пользователи в России заказали товаров на 104,4 млрд руб. Как рассказывает исполнительный директор АКИТ Артем Соколов, во втором полугодии «обычно наблюдаются более высокие объемы продаж из-за новогодних праздников». По словам Соколова, «вклад» первых шести месяцев года составляет около 40%: таким образом, по итогам всего 2015-го объем покупок россиян на зарубежных онлайн-площадках может вырасти примерно на 25% по отношению к 2014 году.

Одновременно с популяризацией зарубежных покупок эксперты АКИТ зафиксировали рост доли трансграничных заказов в общем числе интернет-покупок в Сети. Если в 2012 году эта доля в денежном выражении была 20%, то по итогам прошлого года достигла почти 30%. В конце 2014 года представители ассоциации прогнозировали, что доля трансграничной интернет-торговли в 2015 году может достигнуть 60%? и обращались в президенту России Владимиру Путину с просьбой снизить порог беспошлинных покупок в иностранных интернет-магазинах с нынешних €1000 в месяц до €150 за покупку. Из-за расхождения с позицией АКИТ по этому вопросу в конце прошлого года ассоциацию покинул американский интернет-магазин eBay.

Эксперты рынка отмечают, что рост числа покупок из-за рубежа практически полностью происходит за счет китайских магазинов. Так, лидер российской онлайн-торговли, китайский AliExpress, на долю которого, по оценкам Data Insight, в 2014 году пришлось 55% всех заказов в иностранных онлайн-магазинах, увеличил свою аудиторию пользователей с начала года с 17 млн до более чем 22 млн человек (данные TNS за июль 2015 года). Кроме того, в июне этого года в Россию пришли крупнейший онлайн-магазин Китая JD.com, интернет-магазин DHgate.com, а также продавцы TradeEase и UmkaMall, которые будут специализироваться исключительно на продаже китайских товаров на российском рынке.

Особенно китайские магазины любят в регионах России, уверяет глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. По его мнению, о конкуренции российских продавцов с китайскими можно говорить только в случае с крупными городами: с учетом снижающейся покупательной способности населения продавцы из Поднебесной становятся для населения в регионах единственной возможностью покупать товары.

Интенсивное развитие трансграничного сегмента связано с ростом аудитории интернет-пользователей в России, более широким ассортиментом у иностранных компаний, более низкой стоимостью товаров по сравнению с местными продавцами и увеличением скорости доставки из-за рубежа (если раньше товар можно было ждать в течение нескольких месяцев, то сейчас доставка в среднем сократилась до двух недель), отмечается в исследовании ассоциации.

Неравный бой

Рост популярности трансграничной торговли приводит к тому, что локальные игроки теряют свое положение на рынке, указывает Соколов. Только с 2012 по 2014 год доля российских магазинов на рынке российской электронной коммерции сократилась с 80 до 71%, а в 2014 году эти 9 процентных пунктов (п.п.) составляли почти 64 млрд руб., сетует исполнительный директор АКИТ. По его мнению, не последнюю роль в недополученном доходе играют неравные конкурентные условия для российских и иностранных онлайн-магазинов. Если посылка стоит менее €1000, товары для личного пользования не облагаются налогом на добавленную стоимость — за счет этого цены в зарубежных магазинах в среднем на 20% ниже, чем в российских, отмечает Соколов. Российским же продавцам при экспорте своей продукции, например в Китай, придется заплатить НДС в размере 13–17% и пошлину в размере 9,5%.

Сооснователь аналитического агентства Data Insight Федор Вирин согласен с тем, что трансграничная торговля стимулируется за счет того, что зарубежные магазины испытывают меньшую налоговую нагрузку. «Представим себе, что «Евросеть» или любой другой магазин перенесет свой онлайн-магазин, например, в Прибалтику. В таком случае они фактически получают возможность торговать с 20-процентным дисконтом», — говорит Вирин.

Правда, он категорически не соглашается с цифрами, которые приводит в своем исследовании АКИТ. По данным Data Insight, в 2014 году покупки россиян в зарубежных онлайн-магазинах в денежном выражении составили около 85 млрд руб., что составило примерно 13% всего рынка электронной коммерции в России. У агентства методика расчетов отличается от подхода АКИТ: в Data Insight основываются на данных о почтовых отправлениях и стоимости среднего чека в интернет-магазине, который определяют путем опроса покупателей.

Вирин полагает, что по итогам 2015 года россияне в иностранных интернет-магазинах приобретут товаров на сумму чуть менее 150 млрд руб., что почти вдвое превышает аналогичный показатель прошлого года. При этом доля трансграничной торговли в общем объеме рынка может вырасти до 17%, уточняет Вирин.

Несмотря на внушительные темпы роста китайских конкурентов, они не представляют прямой угрозы российским торговым площадкам, поскольку конкурируют они в разных продуктовых категориях. Директор по стратегическому планированию интернет-магазина Wikimart (который был одним из основателей АКИТ, но в 2013 году покинул ассоциацию) Денис Киселев говорит, что основные продажи у трансграничной торговли приходятся на категории «одежда» и «аксессуары», а большая часть российских компаний специализируется на электронике, бытовой технике, товарах для детей. По словам Киселева, год к году российский рынок интернет-торговли растет в среднем на 25–30% и еще далек от насыщения — места на рынке хватит всем.

Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Потолок — 500 тыс. руб. в месяц: как стать программистом 1С
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Зачем Microsoft отзывает сотрудников из КНР