Технологии и медиа, 24 ноя 2017, 11:12

ФАС одобрила объединение «Яндекс.Такси» и Uber

ФАС одобрила слияние «Яндекс.Такси» и бизнеса Uber в России. В то же время служба предписала компаниям не устанавливать запрет для партнеров, водителей и пассажиров на работу с иными агрегаторами услуг такси
Читать в полной версии
Фото: Sefa Karacan / Anadolu Agency / Getty Images

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила создание совместного предприятия между Yandex N.V. и Uber International С.V., говорится в сообщении службы. Таким образом, компании могут объединить «Яндекс.Такси» и бизнес Uber в России.

В то же время ФАС выдала компаниям предписания, направленные на развитие конкуренции и обеспечение безопасности пассажиров и водителей. «Компаниям предписано обеспечить максимально полное и доступное информирование пользователей о юридическом лице, осуществляющем перевозку с сохранением истории поездок; не устанавливать запрет для партнеров, водителей и пассажиров на работу с иными агрегаторами услуг такси», — говорится в сообщении ФАС.

«В настоящее время на рынке наблюдается тенденция по консолидации действующих игроков и усилению их роли на рынке. При этом мы понимаем, что развитие конкуренции на таких рынках важно обеспечивать даже на самом начальном этапе, чтобы все участники рынка находились в равных условиях. Для эффективного развития рынка в условиях добросовестной конкуренции такие меры следует предпринять всем участникам рынка. К тому же их реализация обеспечит защиту прав и безопасность потребителя», — приводятся в сообщении слова заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина.

Как говорится в поступившем в РБК совместном сообщении «Яндекса» и Uber, сделку также одобрило Министерство антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии. Компании ожидают решения антимонопольного ведомства Казахстана. Стороны рассчитывают закрыть сделку после новогодних и рождественских праздников в январе 2018 года, «чтобы обеспечить бесперебойную работу сервисов для пользователей и водителей».

«ФАС России всесторонне и детально изучала сделку — за три месяца мы предоставили на рассмотрение службы огромное количество внутренних документов и коммерческой информации. «Яндекс» всегда выступает за честную и открытую конкуренцию, и, согласно официальному сообщению ФАС, выданное сегодня предписание направлено на ее защиту», — прокомментировал руководитель пресс-службы «Яндекс.Такси» Владимир Исаев. Он отметил, что «Яндекс.Такси» уже выполняет большинство указанных в официальном сообщении правил. «Сроки исполнения остальных правил, предписанных ФАС, мы сможем оценить позже. Однако уже сейчас понятно, что сервис и приложения потребуют доработки», — заключил он.

Uber и «Яндекс» объявили о готовящейся сделке в июле 2017 года. Помимо России бизнесы двух компаний будут объединены в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. В рамках соглашения будет создана совместная компания стоимостью $3,725 млрд. Uber инвестирует в нее $225 млн, «Яндекс» — $100 млн. Новая компания будет зарегистрирована в Нидерландах.

Предполагалось, что 59,3% компании будет принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, 4,1% — сотрудникам новой компании. Однако точное распределение долей стороны обещали назвать после закрытия сделки. Главой объединенной компании должен стать гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян. Представители Uber должны получить три из семи мест в совете директоров.

Кроме того, в результате объединения бизнесов «Яндекс» станет совладельцем глобального бизнеса Uber. Директор по связям с общественностью Очир Манджиков пояснял РБК, что «Яндекс» получит «незначительный пакет» акций Uber. «У нас есть право продать эти акции обратно Uber по согласованной цене и в определенный срок», — говорил он.

Оба приложения станут доступны для пользователей. Для таксопарков и водителей будет создана единая технологическая платформа, что «позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом». Помимо бизнеса такси в объединенную компанию также войдет сервис доставки еды UberEATS.

Компании пообещали, что не будут повышать тарифы. Однако ряд экспертов не согласился с этим. Председатель Межрегионального транспортного профсоюза Роман Круглов высказывал мнение, что объединение создается для монополизации таксомоторного рынка и приведет к росту цен для пассажиров. О будущем повышении цен говорил и основатель Gett Дейв Вайсэр. «Ожидаемый конец ценовой войны между «Яндексом» и Uber, видимо, приведет к повышению цен и возврату к более стабильным показателям маржинальности», — заявлял он.

В октябре 2017 года «Яндекс» впервые раскрыл общее число совершенных поездок с момента запуска сервиса в 2011 году до конца сентября этого года — 335 млн поездок. По итогам третьего квартала количество поездок через сервис выросло на 360%. Выручка «Яндекс.Такси» составила 1,15 млрд руб., что на 96% выше, чем в тот же период 2016 года, причем впервые выручка от такси превысила выручку «Яндекс.Маркет» (1,06 млрд руб.). Uber не раскрывает финансовые и операционные показатели в России.

Pro
Как калифорнийский стартап пытается создать iPhone в мире роботов
Pro
Как российскому бизнесу закрепиться на индийском рынке: 8 подсказок
Pro
Облако в Штатах. Что за компания выбросила Tesla из семерки самых дорогих
Pro
Зачет требований по контрактам ВЭД. Что нужно знать о новых правилах
Pro
Сначала человек, потом профи: главное при найме — soft skills кандидата
Pro
Почему в США теряют интерес к «культуре пробуждения»
Pro
«Синяя стена рушится». Почему IТ-миллиардеры хотят возвращения Трампа
Pro
Выпить кофе и лечь спать: в чем секрет бодрящего лайфхака дальнобойщиков