Война санкций, 24 дек 2014, 14:09

Бизнес попросил Совфед не одобрять закон о персональных данных

Шесть бизнес-ассоциаций, представляющих разные отрасли, включая интернет-торговлю и парфюмерию, попросили Совет Федерации не одобрять поправки в закон о персональных данных. Представители интересов бизнеса выступают против того, чтобы закон, по которому персональные данные россиян должны храниться на серверах в России, вступал в силу с 1 сентября 2015 года. Совет Федерации должен рассмотреть вопрос уже завтра
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Как стало известно РБК, представители сразу шести ассоциаций, представляющих разные отрасли, написали письмо на имя спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко (копия письма есть у РБК). Авторы документа просят отсрочить вступление в силу так называемого закона «о персональных данных». Письмо было передано в Совфед во вторник, 23 декабря.


Письмо подписали руководители Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Виталий Жигулин, Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов, Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев, Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ) Виктор Крамаренко, Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук, а также исполнительный директор Содружества производителей торговых марок НП «Русбренд» Алексей Поповичев.


Подлинность письма РБК подтвердили представители трех ассоциаций (РАТЭК, АПКИТ и АППИК БХ). Представители других ассоциаций пока не ответили на запросы РБК.

Бизнес просит не торопиться

Закон «о персональных данных», принятый в июле, изначально должен был вступить в силу 1 сентября 2016 года. Но позже депутаты решили ускорить процесс и выступили с двумя новыми редакциями закона: по последней версии, которую 17 декабря Госдума приняла сразу в двух чтениях, персональные данные россиян должны «переехать» в Россию с 1 сентября 2015 года. Теперь этот законопроект должен одобрить Совет Федерации.

Совет Федерации может принять решение по этому поводу уже в четверг. Этот вопрос есть в повестке завтрашнего заседания, сказал РБК секретарь комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Александр Шепилов. Он уверен, что законопроект будет одобрен.

Закон о персональных данных, пишут руководители бизнес-ассоциаций, затронет практически все российские и зарубежные компании, сфера деятельности которых распространяется в том числе за пределы России. Они будут вынуждены арендовать в России площади для хранения или создавать новые, что потребует «значительных временных и финансовых затрат». По оценке РАТЭК, собственный дата-центр, как отдельный бизнес по обслуживанию корпораций, обойдется примерно в $100 млн, а корпоративный, для внутренних целей – от $5 млн.

Сокращение переходного периода для локализации баз данных авторы документа называют «необоснованным и несправедливым», и прогнозируют, что это решение в условиях кризиса еще больше осложнит деловой климат.

По данным бизнес-ассоциаций, «большинство организаций не смогут привести свои системы в соответствие с требованиями закона и будут поставлены перед выбором «между нарушением закона, закрытием или уходом с российского рынка».

С предпринимательским сообществом авторы законопроекта консультаций не проводили, утверждают представители бизнеса. «Мы считаем, что принятие законопроекта, предусматривающего вступление закона в силу раньше 1 сентября 2016 года, создает правовую неопределенность и риски для бизнеса», – говорит исполнительный директор АКИТ Виталий Жигулин. АКИТ предлагает инициировать анализ экономических последствий этого закона и провести оценку его регулирующего воздействия в рамках существующих процедур в Минэкономразвития.   

Серверов не хватит

Проблем с переносом серверов у желающих остаться в России компаний не возникнет, уверял РБК источник в Госдуме: на время строительства собственных дата-центров они смогут арендовать мощности у российских телекоммуникационных компаний. Например, Ростелеком еще в 2012 году представил Национальное облачное хранилище. Его центры обработки данных расположены в Москве и Новосибирске, их мощности сдаются госкомпаниям и частным фирмам за 81 руб. в день при использовании оперативной памяти в 4 Гб и объема в 60 Гб. А 2 октября этого года президент компании Сергей Калугин сообщил журналистам в Сочи, что компания собирается построить еще девять дата-центров. Авторы письма в Совет Федерации утверждают, что на сегодняшний день необходимых серверных мощностей в России недостаточно. 

«В результате переноса сроков проблемы будут не столько у IТ-бизнеса, сколько у других международных и российских компаний, работающих на мировом рынке. Мы подписались под обращением, прежде всего исходя из интересов клиентов и партнеров», – сказал РБК исполнительный директор ассоциации АПКИТ Николай Комлев. В эту ассоциацию входят в том числе компании, которым теоретически выгоден сам закон. «Это дополнительные бюджеты и интеграторам, и вендорам, – говорит Комлев. – Но любое строительство, производство, бизнес имеет разумные сроки и планы. Если нам дали срок до 2016 года, мы на него сориентировались, мобилизовали ресурсы, то зачем нам срочно и несколько раз его меняют?». 


Хранить персональные данные россиян в России потребовал принятый в июле закон №242 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» (известен как закон о персональных данных). Различий по категориям данных в законе нет: «Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)», – говорится в документе. До сих пор неясно, что именно будет считаться персональными данными, но соответствующих распоряжений Минкомсвязи или других ведомств об этом пока нет. Нарушителей этого закона Роскомнадзор будет заносить в специальный реестр, а если сайт, на котором было обнаружено нарушение, не отреагирует на предписание регулятора, его ждет блокировка. 


С персональными данными работают сайты многих компаний: социальные сети, почтовые службы, сервисы по продаже авиабилетов и многие другие. Представители МТС, «МегаФона» и «ВымпелКома» ранее рассказывали РБК, что большая часть данных их абонентов хранится на территории России, но для их полного переноса все равно потребуются серьезные расходы. 

Pro
Чучхе по-китайски. КНР начала перезагрузку экономики ради победы над США
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
От стажера до руководителя: что нужно понимать на старте карьеры в IT
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Почему морская логистика дорожает в разы
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
В мире миграционный бум. Экономики каких стран могут пострадать