Технологии и медиа, 25 янв 2019, 16:35

Производители техники отказались от предустановки российских приложений

РАТЭК выступила против инициативы ФАС об обязательной предустановке отечественных приложений на мобильные устройства. По мнению ассоциации, это приведет к замедлению развития рынка, ухудшению качества ПО и подорожанию устройств
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК, члены — Apple, Samsung, Huawei, Google, Philips и др.) выступила против предложения ФАС об обязательной предустановке российских приложений на устройства, ввозимые на территорию страны. Соответствующее письмо (есть у РБК, подлинность подтвердил представитель РАТЭК) ассоциация направила руководителю ФАС Игорю Артемьеву.

«Концепция необоснованно предлагает введение мер регулирования высокотехнологичного и высококонкурентного рынка мобильных приложений, что негативно скажется на его развитии и не только не создаст условия для развития конкуренции на рынке приложений для пользовательского оборудования (цель, заявленная в указанной выше дорожной карте), но, напротив, замедлит его развитие», — говорится в письме.

Поэтому РАТЭК предлагает отказаться от введения подобной меры регулирования. Члены ассоциации также считают, что принудительное регулирование рынка информационных технологий замедлит его развитие, ухудшит конкурентную среду, снизит качество и надежность как ПО, так и устройств, снизит заинтересованность изготовителей оборудования в предустановке лучших программ. Для бизнеса обязанность устанавливать отечественные программы приведет к росту издержек бизнеса и, как следствие, к подорожанию изделий, особенно низкого ценового сегмента, говорится в письме.

По словам представителя РАТЭК Антона Гуськова, ФАС предложила предустанавливать приложения категорий «поиск», «мессенджер», «карты» и «антивирус», но это открытый список и он может пополниться. «Если концепция будет реализована, это приведет к противоположным декларируемым целям — отставанию в развитии цифровой экономики и технологического рынка, а также к снижению конкуренции», — резюмировал Гуськов. Позже ФАС подтвердила эту информацию. В сообщении ведомства отмечается, что выбор производителей ПО и процедура предустановки останется за производителями устройств. Реализация концепции, по мнению ФАС, «должна обеспечить для российских разработчиков равные условия деятельности на рынке и защиту интересов потребителей».

Согласно сообщению ФАС, концепцию поддержали компании Mail.Ru Group, «Лаборатория Касперского», МТС, «МегаФон», а также объединение компаний-разработчиков программного обеспечения РУССОФТ. Против помимо РАТЭК выступили​ представители иностранных разработчиков ПО Apple, Microsoft и Intel, говорится в сообщении. По словам одного из собеседников РБК, против также высказались Google, Huawei и Sony Mobile.

Как пояснила РБК руководитель управления по интеллектуальной собственности «Лаборатории Касперского» Надежда Кащенко, компания поддержала концепцию, поскольку одним из ее ключевых элементов является возможность удалять программное обеспечение, не предназначенное для функционирования операционной системы, что «очень важно с точки зрения конкуренции на рынке ПО». «Как правило, на ввозимые устройства предустанавливают приложения, разработчиками которых являются создатели операционной системы (Apple или Google) либо производители гаджета. Такая ситуация создает серьезные барьеры для выхода на рынок для сторонних разработчиков. Если проект концепции станет законом, то у потребителей будет более широкий набор предустановленных решений», — отметила Кащенко.

Как сообщил представитель «МегаФона», компания поддержала инициативу, поскольку она направлена на развитие российского ИT-бизнеса и отечественных сервисов — аудиовизуальных, мессенджеров, соцсетей, других приложений. В то же время он заметил, что предложение необходимо изучить с точки зрения влияния на всех заинтересованных участников рынка и продажи мобильных устройств.

Представитель МТС не стал комментировать концепцию, указав, что компания не является производителем смартфонов или компьютеров. «В случае, если вовлеченные стороны договорятся о ее целесообразности, мы выступаем за конструктивный взвешенный подход, который бы учитывал интересы всех сторон — производителей, разработчиков софта, торговых сетей и потребителей», — сказал он.

​В Mail.Ru Group отказались от комментариев. Представители остальных участвующих в обсуждении компаний не ответили на вопросы РБК, связаться с Intel не удалось.

Представитель «Яндекса» отметил, что концепция основана на успешном опыте окна выбора в поиске на платформе Android, когда пользователи получили возможность более простой персонализации своих устройств. «В этом плане важно, чтобы технические детали любого нового регулирования были тщательно проработаны. Безусловно, существующие коммерческие договоренности с производителями необходимо сохранить. Также не должны пострадать пользовательский опыт и безопасность устройств», — сказал он.

Из «дорожной карты» по развитию конкуренции в сфере ИT, опубликованной ФАС в сентябре 2018 года, следует, что к апрелю 2019-го Минкомсвязь, ФАС и Роспотребнадзор должны установить требования, какие отечественные приложения должны предустанавливаться в пользовательское оборудование. Этот же документ предполагает, что к апрелю появятся требования, обязывающие производителей пользовательского программного обеспечения сделать возможным полное удаление любых предустановленных приложений, за исключением сервисных. Как рассказывала РБК начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева в сентябре прошлого года, подготовкой предложений по вопросу предустановки программного обеспечения и его полного удаления займется специальная рабочая группа, которая объединит представителей антимонопольной службы и экспертов рынка.

Как уточнял замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, в этой работе участвуют и зарубежные компании, в частности Google и Samsung. «Задача в том, чтобы излишне не зарегулировать эту сферу, с одной стороны, а с другой — дать возможность выбора потребителю», — отмечал он.

ФАС еще в 2016 году оштрафовала Google за нарушение антимонопольного законодательства на 438 млн руб. Дело было открыто по жалобе компании «Яндекс», которая утверждала, что столкнулась с ограничениями со стороны ряда производителей мобильных устройств (Explay, Fly и др.): они отказывались предустанавливать мобильные приложения российского интернет-холдинга. Как выяснили в «Яндексе», Google, являясь владельцем операционной системы Android, запрещала производителям предустанавливать приложения, которые будут конкурировать с ее собственными. Антимонопольная служба согласилась с доводами и обязала Google изменить договоры с производителями мобильных устройств, в том числе уже заключенные, и убрать оттуда запрет на предустановку приложений конкурентов.

В январе 2019 года агентство Bloomberg сообщило, что пользователи Samsung жалуются на то, что не могут удалить приложение социальной сети Facebook со своих смартфонов.

В первом квартале 2018 года общая выручка мобильных приложений по всему миру составила $2,4 млрд, говорилось в отчете компании AppsFlyer, составленном совместно с Facebook. В выручке учитываются траты пользователей на покупку самого приложения и дополнительный контент, а также доход от рекламы.

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга