Технологии и медиа, 25 фев 2019, 10:01

Бизнес попросил права тестировать не разрешенные в России технологии

В МЭР против, поскольку опасаются конфликта интересов
Бизнес просит право участвовать в отборе проектов для «регуляторных песочниц» — правовых режимов для обкатки новых технологий. Однако напрямую дать ему такие полномочия нельзя из-за риска конфликта интересов, предупреждает МЭР
Читать в полной версии
Фото: Олег Яковлев / РБК

​Отечественное бизнес-сообщество запросило право участвовать в отборе заявок для «регуляторных песочниц» — специальных правовых режимов, которые позволят тестировать новые технологии, не охваченные действующим законодательством. Соответствующие поправки в законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций» предложили члены рабочей группы «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика», следует из материалов к ее заседанию (копия есть у РБК, подлинность подтвердил представитель АНО). Минэкономразвития выступает более осторожно, указывая на риск конфликта интересов.

Какие технологии будут отрабатываться в «песочницах»

  • Законопроект о «песочницах» разработан Минэкономразвития при участии фонда «Сколково» и Центра стратегических разработок (ЦСР). Документ — часть программы «Цифровая экономика» и в соответствии с ней должен быть принят до 30 июня 2019 года.
  • Законопроект ​предполагает создание в России «песочниц» для внедрения технологий, которые не регулируются действующим законодательством. В специальной тестовой среде можно будет экспериментировать с системами на основе больших данных, блокчейна, нейротехнологий и искусственного интеллекта, квантовыми технологиями, робототехникой, виртуальной и дополненной реальностью.
  • Управляться «песочницы» согласно законопроекту будут с разных сторон — уполномоченным органом власти (его должно выбрать правительство), а также регулирующим (свой в каждой сфере) и координационным органами. Уполномоченный орган будет устанавливать и отменять экспериментальные режимы в целом, регулирующий — заниматься «песочницами» в своих отраслях, а координационный — устранять разногласия между ними.
  • Участие представителей рынка в процессе формирования «песочниц» не предусмотрено, все решения — от отбора проекта до оценки его эффективности — принимаются органами власти, пояснил представитель АНО «Цифровая экономика».

Как бизнес сможет выдвигать инициативы

Механизм экспериментального правового режима, предложенный на рабочей группе, куда, в частности, входят представители Mail.Ru Group, «Ростелекома», Сбербанка, «МегаФона», МТС, «ВымпелКома», а также ФАС, Минэкономразвития и Минкомсвязи, предполагает, что компания, которая захочет инициировать создание «песочницы», должна подать заявку в уполномоченное правительством бизнес-объединение. Что это будет за структура, пока не определено. Объединение будет публиковать информацию об инициативе и обеспечивать ее рассмотрение представителями бизнеса, экспертами и регуляторами.

Затем будет формироваться общая позиция по вопросу, одобрять или отклонять заявки. Те, что поддержат, сначала проработают с уполномоченными ведомствами, после чего внесут в коллегиальный орган на уровне правительства, который будет решать, проводить эксперимент или нет. При этом в правительство можно будет вносить инициативы и с негативной оценкой отраслевых регуляторов, говорится в материалах к совещанию. Инициировать «песочницу» сможет и государство — по такой же схеме, как и бизнес.

Включить бизнес в систему управления экспериментальными правовыми режимами решили, потому что «именно технологические компании, включая стартапы, в основном будут заинтересованы в проведении таких экспериментов», пояснил РБК вице-президент по корпоративным и правовым вопросам МТС и руководитель рабочей группы по нормативному регулированию при АНО «Цифровая экономика» Руслан Ибрагимов.

Такая мера «поможет отбирать и тестировать наиболее перспективные и смелые проекты», считает вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян.

«Участие бизнеса на начальной стадии позволит формировать более проработанные и согласованные инициативы», — говорит вице-президент ЦСР Мария Шклярук. А также уточняет, что других полномочий у бизнеса, кроме отбора заявок, пока не предполагается. Он не будет устанавливать экспериментальные правила, а отменить или модифицировать обязательные требования сможет только государство.

«На текущем этапе обсуждения нет единой позиции о том, каким образом и с участием каких компаний будет происходить обработка заявок. Это могут быть как отраслевые бизнес-ассоциации, так и структуры, созданные в рамках программы «Цифровая экономика», или же новые структуры, которые будут сформированы специально для этой деятельности», — отметила Шклярук.

Минэкономразвития опасается конфликта интересов

Законопроект о «песочницах» вызвал «оживленную дискуссию», сообщил РБК представитель Минэкономразвития. Роль регулирующего органа «может быть присуща разным участникам процесса», это не «априори закрепленная за кем-либо функция», допускают в министерстве.

Однако его работа должна строиться на беспристрастности и независимости как от регуляторов, так и от рыночных игроков. «Также немаловажно, что этот орган должен обладать умением говорить как на языке государства, так и бизнеса. Поэтому очевидно, что конкретные компании не могут принимать решения о создании экспериментального режима и являться регулирующим органом», — подчеркивают в ведомстве.

Минэкономразвития считает, что напрямую возложить подобные функции на рыночных игроков невозможно, так как «неизбежен конфликт интересов». Дать такие полномочия бизнес-ассоциациям теоретически можно, но это «потребует качественно нового подхода к организации их работы».

Регулирующим органом может стать госорган или же иная организация, «созданная в форме, которая сочетает в себе сильные стороны государственного подхода, с одной стороны, и понимание рыночных законов — с другой», уточняют в Минэкономразвития. Например, речь может идти о публично-правовой компании.

«При этом мы понимаем, что решение в любом случае должно быть коллегиальным внутри этого органа, а статус государственного органа лишь формально-юридическая оболочка, позволяющая организовать деятельность по рассмотрению заявок, осуществлять взаимодействие с другими участниками», — указывает представитель Минэкономразвития.

Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженностью
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Как зашифровать личные блокноты и заметки: три сервиса