Эксклюзивы РБК, 26 дек 2023, 20:44

Власти выступили за доработку правил списания денег за интернет-сервисы

Почему бизнес против такого регулирования
Правительство поддержало законопроект, обязывающий онлайн-сервисы уведомлять клиентов о взимании платы по подпискам, но при условии его доработки. На рынке опасаются, что новые меры усилят отток клиентов и скажутся на цене услуг
Читать в полной версии
Фото: Сергей Булкин / news.ru / Global Look Press

Правительство поддержало поправки в закон о защите прав потребителей, которые должны установить правила списания платы по подпискам в интернете, «при условии доработки», сообщили РБК два участника рынка.

В отзыве правительства (есть у РБК) говорится, что «концепция законопроекта в целом заслуживает внимания», но часть его положений противоречит существующему законодательству, поэтому их необходимо будет исключить, а также скорректировать и дополнительно проработать отдельные формулировки. «При доработке законопроекта необходимо принять во внимание, что дополнительное регулирование в данной сфере не должно приводить к необоснованному удорожанию стоимости подписок, так как это негативно скажется на интересах потребителей», — отмечается в документе.

Представитель правительства подтвердил, что законопроект поддержан «при условии доработки». В Минцифры лишь сообщили, что принимали участие в подготовке проекта официального отзыва на законопроект, но детали не привели. РБК направил запрос в Роспотребнадзор.

Как хотят регулировать подписки

Летом этого года группа депутатов внесла в Госдуму поправки в закон «О защите прав потребителей», по которым продавец услуг в интернете или предоставляющий регулярный доступ к товарам на сайтах на основании абонентского договора не должен списывать с потребителей периодические платежи, если предварительно не уведомил об этом в электронной форме. В этом уведомлении продавец должен указать информацию о дате списания платежа, способе одностороннего отказа потребителя от договора с указанием страницы сайта, на которой это технически можно сделать. Если продавец спишет средства без такого уведомления, он обязан будет возвратить потребителю списанные средства в полном объеме. Требования к странице сайта, через которую покупатель сможет отказаться от подписки, должен установить Роскомнадзор.

Как говорится в пояснительной записке к документу, у потребителей есть мультиподписки или цифровые подписки на музыкальные, кино- и видеосервисы. В пятой части случаев потребители не получают уведомлений от владельцев сервисов о наличии подписки и планах списать средства по ней. Также в последнее время стали актуальными вопросы списания маркетплейсами денег с банковских счетов потребителей, которые удалены с площадок в качестве средства платежа. Авторы предлагали, чтобы нормы вступили в силу с 1 марта 2024 года, но законопроект до сих пор не дошел до первого чтения в Госдуме.

Работа над регулированием уведомлений о платных подписках началась еще в 2022 году. Изначально авторы инициативы предлагали обязать владельцев интернет-сервисов за сутки направлять клиентам уведомление о планируемом списании ежемесячной оплаты, причем в уведомлении должна была содержаться кнопка, позволяющая отказаться от подписки. Но резко против кнопки выступили владельцы сервисов. Как пояснял руководитель Ассоциации интернет-видео (объединяет российские онлайн-кинотеатры) Алексей Бырдин, получится, что бизнес ежемесячно будет провоцировать пользователя отказаться от своей услуги.

Как нововведения могут отразиться на сервисах

Источник РБК в одной из крупных компаний, имеющих собственный развлекательный подписной сервис, говорит, что в текущей редакции «законопроект противоречит своей изначальной цели — обезопасить пользователей от недобросовестных сервисов». «В таком виде он может навредить добросовестным игрокам рынка, а также ухудшить пользовательский опыт: пользователю придется перед каждым продлением подписки подтверждать согласие, что крайне неудобно для лояльных зрителей», — считает он. По словам еще одного участника рынка, одобрение законопроекта в текущей редакции может привести к оттоку 15–20% пользователей аудиовизуальных сервисов и, соответственно, к существенному падению их выручки, росту затрат на привлечение отписавшихся пользователей.

Глава Ассоциации интернет-видео полагает, что отписавшихся будет меньше, но отток пользователей может увеличиться на те же 15–20%. «База сервисов нестабильна, пользователи постоянно отписываются и подписываются — что, кстати, доказывает отсутствие проблем с управлением подпиской. Но уведомления действительно могут привести к импульсивному оттоку, часть пользователей точно воспримут такие сообщения как спам», — рассуждает Бырдин. По его словам, в ассоциации, как и в правительстве, «считают важным стимулировать добросовестное отношение к потребителям». «Но отдельные правовые механизмы законопроекта мы считаем неэффективными и даже вредными — как для сервисов, так и для самих потребителей. Мы находимся в диалоге с авторами законопроекта и в январе представим им предложения по доработке текста, которые, я уверен, будут всеми поддержаны», — подчеркнул Бырдин.

Замгендиректора по правовым вопросам и взаимодействию с органами госвласти онлайн-кинотеатра «Иви» Михаил Платов сказал РБК, что потребность в таком регулировании с точки зрения защиты интересов пользователей всех подписочных сервисов понятна. «Но у аудиовизуальных сервисов сейчас среднемесячный отток пользователей находится в диапазоне от 10–20%, а это значит, что достаточно много подписчиков, которые не хотят продлевать подписку, легко от нее отказываются», — утверждает он. Регулирование, следствием которого будет увеличение оттока, может привести к удорожанию услуг сервисов, считает Платов.

Директор по работе с органами госвласти Национальной спутниковой компании (бренд «Триколор») Владимир Трунов говорит, что они контактируют с авторами законопроекта и сейчас «прорабатывают позиции, которые снимут острые риски для индустрии и помогут решить задачи, которые изначально ставились при разработке инициативы. «Надеюсь, при поддержке регулятора у нас получится найти консенсус», — отмечает он.

Представители «Яндекса», VK, сервисов Wink и «Звук» отказались от комментариев. РБК направил запросы представителям Okko, Start и Premier.

Pro
Генерал калитки. Санкции обострили синдром вахтера у менеджеров в России
Pro
Баффет и Гейтс считают фокус главным качеством CEO. На чем его сделать
Pro
Меньшее из зол или новая угроза: что известно о вреде электронных сигарет
Pro
Как ставить рабочие задачи, чтобы их правильно понимали: три техники
Pro
Рыночные прогнозы почти никогда не сбываются. Так зачем они инвесторам
Pro
Покупатели охотятся за акциями, но все чаще предпочитают бренды
Pro
Почему цены на яйца продолжают расти по всему миру
Pro
«Заработать на 50% больше». Будет ли в России бум иностранных инвестиций