Телеканал Cartoon Network получил шанс вернуть рекламу в свой эфир
Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров и его заместитель Максим Ксензов во вторник, 27 января, провели встречу с представителями американской TBS, подразделения Time Warner Inc. Сейчас в России она распространяет детские каналы Cartoon Network и Boomerang. На встрече в Роскомнадзоре обсуждались «актуальные вопросы лицензирования вещания» в России каналов TBS, сообщило ведомство. Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский отказался дать какие-либо пояснения по этому поводу.
В кабельных сетях транслируются русскоязычные версии Cartoon Network и Boomerang, в которых до января 2015 года размещалась реклама. Но с 1 января вступили в силу поправки в закон «О рекламе», которые запретили рекламу на платных каналах.
В 2013 году Cartoon Network могла заработать на рекламе в России, по подсчетам AdIndex, почти 32,7 млн руб. (с НДС). Аналогичных данных по Boomerang нет. Всего тематические каналы, распространяющиеся через кабель и спутник, в 2013 году заработали на рекламе, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, 4,72 млрд руб. (также с НДС). Для сравнения: рекламная выручка эфирных вещателей составила тогда 179,6 млрд руб. Данных за 2014 год пока еще нет.
Руководители Роскомнадзора встречались с представителями TBS в тот день, когда Госдума во втором и третьем чтениях смягчила запрет размещать рекламу на платных каналах. После того как принятый Думой законопроект одобрит Совет Федерации и подпишет президент, рекламу смогут размещать те каналы, в эфире которых национальный контент занимает 75%. Такой «национальной продукцией СМИ» будет считаться контент, созданный российской компанией и иностранные инвестиции в который не превышают 50%.
Подавляющее большинство русскоязычных версий зарубежных каналов это послабление не затронет – в их эфире доля российского контента близка к нулю. Однако Cartoon Network и Boomerang теоретически имеют шанс вновь размещать рекламу в своем эфире.
Запрет и в действующей редакции, и в той, что во вторник была одобрена Госдумой, предусматривает исключение. Канал не считается платным, если он распространяется «с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания». Иными словами, если у канала есть хотя бы одна лицензия с конкретной радиочастотой, то он вправе по-прежнему размещать рекламу.
У российских структур TBS сейчас есть четыре действующие лицензии на телевещание, следует из соответствующего реестра, который ведет Роскомнадзор. У Cartoon Network (лицензия №20281) и Boomerang (лицензия №20282) это так называемые универсальные лицензии, которые позволяют каналу вещать во всех технических средах, но не закрепляют конкретной радиочастоты.
Зато лицензия №16724, выданная для канала Turner Classic Movies, насчитывает более десяти частот в небольших городах Ленинградской области, а также в Омске, Владикавказе, Москве, Кургане, Калининграде. А лицензия №17065, закрепленная за Cartoon Network / TCM [TCM – еще один канал, производимый TBS], дает возможность вещать на радиочастотах в Самаре и Калининграде.
Но ни Turner Classic Movies, ни Cartoon Network / TCM в России сейчас не вещают. Поэтому TBS могла бы переоформить выданные на них лицензии с радиочастотами на Cartoon Network и Boomerang. Подобные примеры, когда в рамках одного холдинга один вещатель переуступает лицензию другому, были. Минувшей осенью запущенный в кабельных сетях и имевший изначально только универсальную лицензию канал CTC Love стал эфирным и, соответственно, бесплатным, после того как своими лицензиями с ним поделились другие каналы холдинга «СТС Медиа» – СТС, «Домашний» или «Перец».
В российском офисе TBS запрос РБК о судьбе лицензий для Turner Classic Movies и Cartoon Network / TCM переадресовали в штаб-квартиру. Ее представитель Клаудия Коулз ответ на запрос РБК пока не предоставила.
CNN ушел, но обещал вернуться
На встрече во вторник, 27 января, в Роскомнадзоре присутствовал и топ-менеджмент CNN International – еще одного канала, который TBS распространяла в России до января 2015 года. Но в минувшем ноябре TBS уведомила партнеров о том, что с нового года информационный канал прекращает вещание в России. «Стороны высказали взаимную заинтересованность в возобновлении вещания телеканала CNN International в России и обсудили правовые возможности для этого», – говорится в сообщении Роскомнадзора по итогам встречи.
Уход CNN International из России TBS объясняла запретом с 1 января размещать рекламу на платных каналах. Телеканал не делал для России специальной версии, не переводил на русский язык программы и не сопровождал их субтитрами. Не было и местных, предназначенных исключительно для России рекламных блоков: в эфире транслировались те же ролики на английском, что и в других странах вещания. В TBS посчитали, что вырезать рекламу из эфира CNN International в одной отдельно взятой стране нецелесообразно, и предпочли отказаться от трансляции канала в России.
К тому же у CNN International не было лицензии на телевещание в России. Такая лицензия была только у спутникового оператора «НТВ-Плюс». Поэтому, как ранее разъясняли в Роскомнадзоре, распространять CNN International могли только сам «НТВ-Плюс» и кабельные операторы, ретранслирующие в своих сетях программы «НТВ-Плюс». Для возобновления вещания CNN International необходимо прежде всего оформить лицензию, резюмирует собеседник РБК, знакомый с планами TBS.