Обвал рубля, 27 янв 2016, 00:18

Валютный вызов: как обвал рубля отразится на тарифах сотовых операторов

Операторам связи необходима валюта для покупки оборудования и расчетов с зарубежными партнерами. Компании пытаются экономить, но избежать повышения тарифов вряд ли удастся
Читать в полной версии
(Фото: «РИА Новости»)

Вместе — дешевле

Мобильные операторы «ВымпелКом» (бренд «Билайн») и «МегаФон» договорились о совместном развитии инфраструктуры связи в 10 регионах России, сообщили компании во вторник, 26 января. С третьего квартала 2016-го они запустят сеть 4G, разделив затраты на строительство и эксплуатацию базовых станций, говорится в сообщении.

Это уже второе подобное соглашение «ВымпелКома» — в декабре компания объявила о партнерстве с МТС.

Сотрудничество поможет значительно сэкономить на строительстве сети, объяснила представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева: в нынешних условиях совместные проекты с партнерами — дополнительный источник экономии. Размер экономии она не называет. В интервью РБК в мае 2015-го гендиректор «ВымпелКома» Михаил Слободин говорил, что проект с МТС по совместному использованию инфраструктуры дает примерно 30–40% экономии по капитальным затратам. Он также отмечал, что курс «сильно давит» на компанию и она оптимизирует издержки по всем статьям.

Совместные проекты — антикризисная история, считает аналитик банка «Открытие» Александр Венгранович. По его словам, каждая базовая станция в среднем стоит $50 тыс. Исходя из этого 1,3 тыс. станций, которые будут строить операторы совместно, — это около $65 млн, или 5,2 млрд руб. Половину этой суммы каждый оператор сэкономит, утверждает аналитик.​​

Затраты операторов сократятся в среднем вдвое, согласен гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. По его словам, «ВымпелКом» по числу базовых 4G-станций отстает от конкурентов: по данным на конец третьего квартала, у компании было 9,4 тыс., у МТС — 24,7 тыс., у «МегаФона» — 22,7 тыс. Сокращать это отставание за счет самостоятельного строительства очень дорого, говорит Кусков.

Мобильная связь и вышки

1,25 арендатора приходилось на одну вышку в третьем квартале 2015 года

60 тыс. вышек было в России в 2015 году

В 2 раза, до 126 тыс. штук, вырастет количество вышек к 2026 году

6% равняется среднегодовой темп роста количества вышек с 2015 по 2026 год

1674 млрд руб. достиг объем рынка телекоммуникаций в 2015 году

На 2,1% вырос телеком-рынок, включающий мобильную связь, ШПД, платное ТВ и фиксированную телефонию, в 2015 году

10 млн абонентов подключили за прошлый год операторы

На 1,2% вырос рынок мобильной связи в 2015 году

330 руб. составляет средний месячный чек «ВымпелКома». У «МегаФона» он равен 318 руб., у МТС — 341 руб., а у Tele2 — 227 руб.

Источники: «ТМТ Консалтинг», J’son & Partners Consulting

Нужна валюта

Почти все оборудование, которое используют операторы, — импортное, в рублях оплачиваются монтажные работы, материалы для строительства, кабель, рассуждает Венгранович. Для развития LTE-сетей операторы ставят 3–5 тыс. базовых станций в год, затраты на них растут пропорционально падению рубля, добавил Кусков.

Лидерами среди поставщиков телекоммуникационного оборудования являются шведская Ericsson, китайская Huawei и финская Nokia, отмечало в конце 2014 года агентство IDC. Эти же компании называл в качестве основных поставщиков в марте 2015-го гендиректор «МегаФона» Иван Таврин. Российские операторы заявляли о сотрудничестве и с другими производителями, но также иностранными — например, с корейской Samsung и немецкой Siemens.

Доля валютных расходов в общих затратах крупных российских операторов, по их собственным оценкам, составляет 5–15%, но почти вся выручка поступает в рублях, писала газета «Ведомости» со ссылкой на отчет агентства Fitch. Падение курса рубля к основным валютам на 10% может снизить маржу по EBITDA российских операторов на 0,3–0,9%, посчитали в Fitch.

Оценить рост издержек операторов на покупку оборудования сложно — операторы договариваются с продавцами о скидках, определенных курсовых диапазонах, может быть контракт в рублях даже с иностранным поставщиком, подчеркивает консультант агентства iKS-Consulting Максим Савватин.

«ВымпелКом» действительно перевел часть своих контрактов с вендорами в рубли и провел переговоры с поставщиками «по оптимизации контрактов», стараясь по максимуму уйти от их привязки к валюте, рассказала Айбашева.

«МегаФон» для оплаты поставок иностранных вендоров будет использовать накопленные валютные резервы и «открытые неиспользованные экспортные кредитные лимиты», сообщила представитель компании Юлия Дорохина. По ее словам, у оператора нет необходимости продавать рубли и покупать доллары. Пересматривать бюджет из-за резкого падения рубля «МегаФон» пока тоже не видит необходимости: «еще многое может поменяться», отметила Дорохина.

Представители МТС и Tele2 отказались от комментариев.​

Также у некоторых компаний остаются заимствования в валюте, хотя с прошлого кризиса они реструктурировали долги и теперь в основном занимают в рублях, отмечает Савватин. Например, на 30 сентября 2015-го у «МегаФона» только 56% долга приходилось на рубли, у МТС — 71%, следует из документов операторов.

Затраты операторов на международный роуминг также увеличатся, поскольку они платят своим зарубежным партнерам в валюте, отмечает Анкилов. Правда, роуминг — небольшая часть бизнеса, в выручке операторов «большой тройки» на него приходится всего 3–4%, добавляет он. «Взаиморасчеты с роуминговыми партнерами идут в валюте, поэтому текущая ситуация, безусловно, оказывает влияние», — подтвердила Айбашева.

Межоператорский тариф в международном роуминге может достигать 70% стоимости услуг, говорила она ранее. На выплаты компаниям-партнерам в СНГ у российских операторов приходится в среднем 61% общего объема расходов в роуминге, оценивала ФАС.

Платежи зарубежных операторов за их абонентов, находящихся в роуминге в России, не могут покрыть потери российских компаний: так, поток абонентов «ВымпелКома» в сети зарубежных партнеров в разы больше, чем число зарубежных пользователей услугами компании в ее сетях, сообщала Айбашева.

У МТС, по данным ее отчетности за 2014 год, доля платежей за роуминг от приезжающих иностранцев составляет всего 0,7% выручки, а платежи роуминговым партнерам — 2,2% выручки. В 2014-м рост поступлений от «гостевых» роумеров за счет снижения курса рубля увеличил общие доходы МТС от услуг роуминга на 782 млн руб., но затраты на международный роуминг выросли сильнее — почти на 4 млрд руб.

МТС и «МегаФон» заработают на слежке

МТС и «МегаФон» запустили новую услугу для корпоративных пользователей, которая позволит определять их местоположение во всех регионах работы операторов. С ее помощью работодатель может получать на электронную почту или по СМС уведомления, например, о том, покидал ли работник пределы предприятия. Услугу можно подключить только с согласия абонента, подчеркнул представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Сколько это стоит

Ежемесячная плата за услугу «Мобильные сотрудники» у МТС составляет 310 руб. в месяц при подключении свыше 250 номеров. При подключении от одного до пяти номеров к услуге — 470 руб.

Услуга «Контроль кадров» от «МегаФона» позволяет отслеживать абонентов как с заданной периодичностью — раз в 15 минут, 30 минут и 1 час, так и в онлайн-режиме. Базовая стоимость «Контроля кадров» составляет 2 руб. в день, в нее включены два запроса местоположения абонента. Стоимость запроса, не включенного в абонентскую плату, составляет до 3 руб. «МегаФон» также предлагает услугу контроля за перемещением абонента в определенной географической зоне.

Как следят за пользователями

Контроль за перемещением абонентов возможен благодаря данным базовых станций операторов. Определение местоположения также доступно с помощью сигналов GPS/ГЛОНАСС, при использовании специальных мобильных приложений, говорится в сообщении операторов. Работодатели могут также подключить к услуге и личные номера сотрудников. При этом не важно, какую модель телефона использует абонент — смартфон или обычный мобильный телефон, главное — наличие сим-карты внутри.

Угроза для тарифов

В случае дальнейшего падения рубля стоит ждать повышения цен на международный роуминг, предупреждают Анкилов и Савватин. Около трех лет назад, когда ценами на роуминг озаботилась ФАС, операторы их снизили — в среднем с 70 до 5 руб. за минуту, добавляет Кусков. Однако тарифы уже вернулись на прежний уровень: по оценке Кускова, минута разговора без учета опций стоит в среднем 49–80 руб.

Девальвация может привести к росту тарифов в целом, поскольку оператору не на кого переложить свои издержки, кроме как на абонента, рассуждает Савватин. «Но рынок конкурентный, поэтому играть на повышение в этой ситуации достаточно сложно», — отмечает Анкилов. Операторы стараются внедрять пакетные тарифные планы, которые им приносят больший ARPU, то есть среднюю выручку на одного пользователя, а также увеличивать стоимость опций, которые раньше стоили меньше либо были бесплатными, говорит Кусков.

Угроза, актуальная не только для операторов связи, — снижение покупательской способности россиян, отметил Савватин. Население может начать экономить и, в частности, меньше пользоваться услугами мобильной связи, что повлечет снижение ARPU, говорит он. Падение доходов населения действительно может привести к сокращению спроса по всех сферах, полагает Айбашева. Но пока, по ее словам, «ВымпелКом» не фиксирует снижения потребления телеком-сервисов. Риск снижения покупательской активности признавал и финансовый директор «МегаФона» Геворк Вермишян в разговоре с «Интерфаксом» 13 января.

Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
Индонезия против: почему в стране запретили новейшую модель iPhone