Цифра в экономике: как правительство проведет цифровизацию страны
Минкомсвязь подготовила проект программы развития «Цифровая экономика» и отправила его на согласование в заинтересованные ведомства. Об этом сообщил замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев, выступая на конференции «Вызовы цифровой экономики России. Региональная специфика и международный опыт» в четверг, 27 апреля. Он рассчитывает, что проект будет внесен в правительство 11 мая, а в конце следующего месяца начнется его публичное обсуждение.
Программа разрабатывается по поручению президента России Владимира Путина. Его суть — создание «правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики» в России, а также ее интеграции в пространство цифровой экономики государств — членов Евразийского экономического союза.
РБК ознакомился с текущей версией программы, в которой приоритет отдан развитию восьми направлений: госрегулирование; информационная инфраструктура; исследования и разработки; кадры и образование; информационная безопасность; государственное управление; умный город; цифровое здравоохранение.
В Минкомсвязи отказались комментировать подлинность документа, но описание направлений совпадает с теми, которые привел в своем выступлении на конференции Козырев. Достоверность документа также подтвердил и источник РБК в одном из ведомств, участвующих в обсуждении программы.
Цифровизация всего
В проекте программы приводятся основные цели и показатели, которых должна достигнуть российская экономика в ходе реализации программы. Например, к 2025 году число уезжающих высокотехнологичных специалистов в возрасте до 40 лет, получавших образование в России, должно сократиться в три раза по отношению к 2017-му. К 2020 году доля домохозяйств, оснащенных широкополосным доступом в интернет на скорости 100 Мбит/с в России, должна достичь 50%, а к 2025 году — 97% (текущий показатель не приводится). Россия должна переместиться с 12-го места (в 2017 году) в рейтинге кибербезопасности, составляемом на основе индекса Международного союза электросвязи, на десятое в 2020 году и на восьмое в 2025-м. Доля услуг, предоставленных органами власти в электронном виде, должна вырасти до 50% к 2020 году и до 80% — через восемь лет (текущий показатель не указан). К 2025 году восемь российских городов должны войти в топ-50 приоритетных международных рейтингов по направлению «Умный город». В 12 городах должна быть организована опытная эксплуатация беспилотного общественного транспорта, в 50 городах будет внедрен общий единый проездной. Средняя продолжительность жизни к концу реализации программы должна увеличиться до 76 лет.
Единственные графы, которые пока остаются незаполненными в программе, — это стоимость реализации, хотя указаны два источника финансирования — федеральный бюджет и внебюджетные источники.
Как заявил также выступавший на конференции вице-премьер Аркадий Дворкович, сегодня все ведущие страны занимаются темой цифровой экономики в том или ином виде. «Кто-то делает акцент на развитии интернета как такового, кто-то — на внедрении цифровых технологий в промышленное производство, мы изучаем опыт различных стран», — отметил вице-премьер. По его словам, на Красноярском экономическом форуме, проходившем на прошлой неделе, обсуждалась тема исполнения поручения президента, и в ходе дискуссии был сделан вывод, что в программе нужно определить части не по функциональному признаку, а по другим критериям. «Первая часть — то, что мы сможем быстро внедрить, не изобретая велосипед. Вторая — вещи, которые уже появились, но не являются пока доминирующими трендами, и мы можем войти в число лидеров при их внедрении», — отметил вице-премьер. В еще одно направление, по его словам, должны войти вещи, «которые еще не появились и только разрабатываются». «Сейчас в проекте программы такого разделения нет, скорее, она строится по отраслевому принципу. Но <...> думаю, нужен все-таки другой срез», — заметил Дворкович.
Цифровые планы без реальности
Также выступавший на конференции глава Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов отметил, что в программе необходима большая связь с экономикой в целом. «Чтобы программа была направлена не на развитие инфраструктуры, а на развитие социально-экономических инициатив. Хочется большей приземленности, большего понимания, как эти технологии будут использованы, какой эффект будет от этого. Нужна борьба с цифровым феодализмом, когда каждое ведомство использует свои платформы и технологии, регионы тратят колоссальные средства на создание собственных решений. Нужно, чтобы в программе больше внимания уделялось платформам и стандартам», — сообщил Варламов.
По словам еще одного выступавшего, исполнительного директора по государственным и регуляторным вопросам IBM Олега Бяхова, сейчас крупнейший показатель ВВП на одного жителя в Катаре — это $129 тыс. «Но есть несколько компаний, где один сотрудник производит более чем на $1 млн, например Google. В IBM этот показатель составляет $210 тыс.; мы понимаем, что отстаем», — отметил Бяхов. По его мнению, цифровая экономика должна идти не от власти, а от людей. «В цифровой экономике лидируют не «Ростелеком», «Россети» и «Ростех», а те, кто удовлетворяет потребности людей. Пока мы не начнем мыслить этими категориями, активы будут обесцениваться. Никакая программа не поможет остановить этот процесс», — сказал Бяхов.
По данным Boston Consulting Group (BCG), доля цифровой экономики в ВВП развитых стран составляет 5,5%, развивающихся — 4,9%. При этом в России показатель составлял 2,4% по итогам 2016 года.
Руководитель направления развития экспорта Google в России Максим Браверман на конференции отметил, что в России есть ряд компаний, у которых продуктивность «не такая, как у Google, но близкая к ней». Например, «Лаборатория Касперского», разработчики сайтов, игр и другие. «Есть очень успешные российские разработчики и компании, здесь даже не нужно ничего создавать, вопрос в том, как их поддержать и преумножить», — сказал Браверман.
Еще один представитель технологической компании, пожелавший сохранить анонимность, отметил, что все цели, указанные в программе, либо уже выполнены, либо недостаточно амбициозны. «Увеличить на 50% количество международных патентов легко — их сейчас практически нет. IT-компании и сейчас являются привлекательным работодателем», — указал собеседник РБК.
В частности, рассказывая о блоке «кадры и образование», Козырев отметил, что это ключевой ресурс для цифровой экономики. «Мы понимаем, что такая экономика существенно поменяет рынок труда. Мы разрабатываем меры по созданию специалистов для поддержания новых технологий, курсов для быстрой подготовки кадров по ключевым направлениям», — сказал замминистра. Говоря о госуправлении, Козырев рассказал, что в программе описываются механизмы для минимизации взаимодействия чиновников и граждан, взаимодействия общества и государства с применением искусственного интеллекта.