«Лаборатория Касперского» за 5 лет не смогла увеличить стоимость бизнеса
В отчете Kaspersky Labs Limited, головного юридического лица группы компаний «Лаборатория Касперского», по международным стандартам финансовой отчетности за 2016 год названа последняя на данный момент оценка стоимости бизнеса компании (документ был опубликован в начале октября 2017 года). В нем говорится, что в прошлом году компания выкупила у одного из своих акционеров 150 тыс. акций по цене в $15 за штуку. На момент сделки акционерный капитал компании составлял около 65,3 млн акций. На основании этого стоимость всей «Лаборатории Касперского» была оценена в $979,4 млн.
Выручка группы компаний «Лаборатория Касперского» по итогам 2016 года составила $655,3 млн, из которых $643,8 млн были получены от продажи лицензий, $11,5 млн — от сдачи имущества в аренду. Более трети (36,5%) выручки пришлось на Европу, четвертая часть (24,3%) — на США и Канаду. В России и странах СНГ «Лаборатория Касперского» заработала $86 млн, или 13,3% выручки. Показатель EBITDA составил $156 млн, чистая прибыль — $90,6 млн. При этом компания вкладывает значительные средства в развитие бизнеса. Инвестиции в разработки и исследования (R&D) составили $103,1 млн, рекламный и маркетинговый бюджет группы — $110 млн.
На выручке и других показателях за 2016 год пока не отразился разгоревшийся вокруг «Лаборатории Касперского» скандал: в середине июля этого года правительство США исключило разработчика из списка поставщиков программного обеспечения, чья продукция одобрена для использования госструктурами США. К середине декабря 2017 года все госорганы должны отказаться от использования антивирусов «Лаборатории». Это решение власти США объясняли соображениями информационной безопасности. Сенатор от Демократической партии Джин Шахин заявляла о «связи «Лаборатории Касперского» с Кремлем», которая «внушает очень большую тревогу».
По состоянию на июль 2017 года 82,73% акций Kaspersky Labs принадлежали основателю и гендиректору «Лаборатории Касперского» Евгению Касперскому, еще одному основателю и советнику по корпоративному управлению компании Алексею Де-Мондерику — 9,67%, Вадиму Богданову (также является сооснователем) — 7,3%. Остальные 0,3% акций распределены между двумя физлицами и австралийским регистратором Computershare. Исходя из приведенной оценки, стоимость доли главы «Лаборатории Касперского» может составлять не менее $808 млн.В 2011–2012 годах «Лаборатория Касперского» выкупала собственные акции у Натальи Касперской и фонда General Atlantic. Тогда стоимость обыкновенной акции компании составляла $10,2, привилегированной — $12 (сейчас префов компании нет). Исходя из объема акционерного капитала на тот момент весь бизнес «Лаборатории Касперского» оценивался в $1,03 млрд. Таким образом, за пять лет стоимость компании снизилась.
Отрицательный рост
Стоимость бизнеса не увеличивается, потому что «Лаборатория Касперского» уже не стартап, выручка которого может ежегодно расти на сотни процентов, констатирует аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. В последние пять лет оборот компании ежегодно рос в среднем на 2,2%. «Оценка бизнеса строится с учетом будущего роста, по сути, это нынешняя стоимость будущих денежных потоков. Если у компании скромные темпы роста и не предвидится каких-то прорывных запусков, открытия новых значимых направлений бизнеса, то и ее стоимость с годами не будет значительно меняться», — говорит Либин.
Он также отмечает, что «Лаборатория Касперского» оценивается ниже конкурентов и коллег по рынку. «Бизнес «Лаборатории Касперского», исходя из отчетности, оценивается в 5,8 показателей EBITDA, в то время как мультипликатор одного из их основных конкурентов Symantec составляет 10 EBITDA. Дисконт к Symantec оправдан, потому что американская компания публичная и занимает более значительную долю рынка, имеет хорошие позиции в США. «Лаборатория Касперского» является более рискованным активом, несмотря на работу на мировом рынке, она плотно ассоциируется с Россией и развивающимися странами», — указывает Либин. У других российских компаний, например «Яндекса», мультипликатор, по которому оценивается компания, составляет 16 EBITDA. «Но это и неудивительно: выручка «Яндекса» растет почти на 30% в год», — говорит он.
По данным исследовательской компании IDC, по итогам 2016 года объем мирового рынка средств защиты информации на конечных устройствах составил $9,5 млрд. Его лидером являлся Symantec с долей 24,7%. На втором месте находился Intel (15,3%), за ней следуют Trend Micro (10,1%), «Лаборатория Касперского» (6,7%), Avast Software (5,7%), ESET (5,1%), Sophos Group (3%) и другие.
Среди перечисленных компаний есть несколько публичных. Это Symantec, чья рыночная капитализация составляет $19,6 млрд, Trend Micro ($7,5 млрд), а также Sophos Group ($3,8 млрд). В 2011 году Intel (общая капитализация — $205,9 млрд.) купила разработчика антивирусного программного обеспечения McAfee за $7,68 млрд. Сначала McAfee переименовали в Intel Security, но в 2017 году компания вновь выделилась из Intel и вернула свое имя. При этом 51% компании был продан TPG за $4,2 млрд. Глава Avast Software в 2015 году оценивал компанию не менее чем в $2 млрд. В 2016 году компания приобрела своего конкурента AVG Technologies за $1,3 млрд.
При этом Сергей Либин предупреждает, что, поскольку «Лаборатория Касперского» является непубличной компанией, у ее акционеров, пожелавших продать акции, не так много вариантов. Это либо продажа акций партнерам, либо самой компании. «Покупатель в такой ситуации может диктовать свои правила и устанавливать не самую высокую цену — по сути, это скидка за неликвидность бумаг», — отмечает Либин.
Представитель «Лаборатории Касперского» Андрей Булай отказался комментировать оценку бизнеса компании.