Государство выделит «Первому каналу» 3 млрд руб.
Помощь придет
Госдума в пятницу, 27 октября, приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Поправки, как выяснил РБК, предусматривают, в частности, дополнительную субсидию на 3 млрд руб. АО «Первый канал» (помощь другим федеральным телеканалам не предполагается). Эти средства пойдут «на возмещение затрат, связанных с производством и приобретением программного продукта, наполнением им телеэфира и с обеспечением мероприятий по доведению его до телезрителей», указано в документе.
В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что субсидия также предусматривает возмещение «недополученных доходов в связи с осуществлением текущей и международной деятельности АО «Первый канал». Сразу после принятия поправок в бюджет Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) заявило о разработке правил предоставления субсидий «Первому каналу». Соответствующее уведомление появилось в пятницу, 27 октября, на федеральном портале нормативных правовых актов. В проекте правил уточняется, что господдержка поможет «Первому каналу» рассчитаться с ФГУП «Телевизионный технический центр» за предоставленные услуги по организации вещания, с ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» за распространение сигнала в городах с населением свыше 100 тыс. человек, с ФГУП «Космическая связь» за предоставленные каналы связи. Кроме того, благодаря субсидии «Первый канал» сможет оплатить лицензии и договоры на право показа кино- и телеконтента и его производство, следует из подготовленного Роспечатью документа.
Представитель ведомства не ответил на запрос РБК.
Государство контролирует 51% АО «Первый канал»: у Росимущества — 38,9%, у ФГУП «ИТАР-ТАСС» — 9,1%, у ФГУП «Телевизионный технический центр» — 3%. У Национальной медиа группы, чьи основные бенефициары сейчас — Алексей Мордашов, «Сургутнефтегаз» и СОГАЗ, — 25% АО «Первый канал», оставшиеся 24% — у структуры Романа Абрамовича.
«Первый канал» получает субсидии из федерального бюджета на распространение аналогового сигнала в городах с населением менее 100 тыс. человек. Аудитория небольших городов не монетизируется — телеизмерения ограничены крупными городами, и рекламодатели платят только за показ их рекламы в городах с населением свыше 100 тыс. человек.
Из последней доступной отчетности ОАО «Первый канал» (с 2017 года — просто АО) следует, что в 2015 году «Первый канал» получил из федерального бюджета на распространение сигнала в небольших городах более 4,2 млрд руб. Кроме того, тогда вещатель также получил на производство и закупки контента еще 3,5 млрд руб. — в рамках разовой помощи всем СМИ с государственным участием в кризисный год после резкой девальвации рубля в декабре 2014-го.
В 2016-м господдержка «Первому каналу» отдельно не раскрывалась, но, как следует из отчета о прибылях и убытках АО по РСБУ в базе «СПАРК-Интерфакс», субсидии из бюджета тогда не превысили 5,2 млрд руб. Столько составили «Прочие доходы», по которым в отчетности отражается господдержка.
В нынешней редакции федерального бюджета на 2017 год указана общая субсидия «Первому каналу», НТВ, «Пятому каналу», «Матч ТВ», «ТВ Центру», «Карусели» на распространение сигнала в небольших городах — всего 9,3 млрд руб. (отдельно по каналам цифры не приводятся). В 2018-м на эти цели планируется выделить чуть меньше — 8,9 млрд руб.
Отдельная помощь «Первому каналу» на производство, закупки и распространение контента в проекте бюджета на 2018 год не предусмотрена. Для сравнения: подобные субсидии ВГТРК в 2018 году запланированы в размере 19,9 млрд руб. (без учета отдельных субсидий на перевод вещания в цифровой формат и тестовое вещание региональных версий входящих в ВГТРК телеканалов).
Рекламные доходы всех телеканалов за первые шесть месяцев этого года увеличились, по версии Ассоциации коммуникационных агентств России, на 12%, до 77,5–78 млрд руб. Примерно такой же прирост по итогам всего года ожидает «Национальный рекламный альянс», продавец рекламы практически на всем ТВ.
В 2016-м среднесуточная доля «Первого канала» в целевой аудитории (зрители 14–59 лет) снизилась, по данным Mediascope, на 1,1 п.п., до 11,6% (т. е. «Первый» в среднем в течение дня смотрели 11,6% попавших в выборку Mediascope телезрителей указанного возраста). За девять месяцев 2017 года этот показатель «Первого» сократился, по оценке Mediascope, еще на 0,8 п.п., до 10,7%.
В течение многих лет «Первый канал» критиковал методику Mediascope (в прошлом TNS Russia) и выражал несогласие с результатами измерений, однако в марте этого года сотрудничество телекомпании и телеизмерителя после 12-летнего перерыва было возобновлено.
При этом реклама на ТВ продается по так называемым пунктам рейтинга, отражающим количество зрителей, увидевших стандартный 30-секундный ролик, и зависящим от аудитории канала. В 2016 году, по подсчетам Publicis Media Russia, предложение «Первого канала» рекламодателям снизилось на 3%, до 169,3 тыс. пунктов рейтинга в целевой аудитории вещателя, в январе—сентябре 2017-го — уже на 12%, до 108,1 тыс. пунктов рейтинга.
Сокращение предложения рекламы в натуральном выражении может компенсироваться повышением расценок на нее. Так, в 2017 года заявленный средний росте расценок на телерекламу составил 15%; при этом в действительности он не превысил 10%, сообщил РБК источник в одном из игроков рынка.
В 2015-м расходы «Первого канала» составили 36,4 млрд руб. при выручке 26,5 млрд руб., в 2016-м — 35,7 млрд и 27,7 млрд руб. соответственно. В 2015-м убыток от основной деятельности достиг 9,9 млрд руб., чистый убыток — 92 млн руб., в 2016-м аналогичные показатели равнялись 8 млрд и 3,3 млрд руб.
Кредиторская задолженность АО «Первый канал» на 31 декабря 2016 года превышала 12,8 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Представитель «Первого канала» не ответил на запрос РБК.