Технологии и медиа, 29 мар 2018, 13:08

GetContact согласилось перенести данные россиян на территорию страны

По итогам взаимодействия с Роскомнадзором GetContact решило хранить данные российских пользователей на территории страны. Приложение, набравшее популярность в феврале, уже столкнулось с запретами в ряде стран из-за сбора данных
Читать в полной версии
Фото: Sefa Karacan / Anadolu Agency / Getty Images

Приложение GetContact перенесет базы данных россиян на территорию страны. Об этом его представители сообщили в официальном письме заместителю руководителя Роскомнадзора Александру Панкову, рассказали РБК в ведомстве.

Таким образом будут исполнены требования закона «О персональных данных», по которым данные россиян с 1 сентября 2015 года должны храниться и обрабатываться на территории страны. Кроме того, GetContact локализует пользовательское соглашение и политику конфиденциальности для российских пользователей, сообщил представитель регулятора. Кроме того, будет реализована техническая возможность уведомления лиц, не являющихся пользователями приложения, об использовании их персональных данных. Уведомления будут рассылаться через доступные мессенджеры либо по СМС.

Приложение GetContact начало набирать популярность в России в конце февраля. 26 февраля в магазине приложений App Store в России GetContact занимало первую строчку рейтинга по количеству скачиваний, обогнав Telegram и «Сбербанк Онлайн». Только за февраль, как рассказывал РБК представитель аналитической компании App Annie, россияне скачали это приложение около 200 тыс. раз (учитывались данные как Google Play, так и App Store).

По последним доступным данным Mediascope, хотя бы один раз за февраль в приложение зашли 605,9 тыс. россиян в возрасте 12–64 лет и в городах от 100 тыс. жителей. ​

Программа позволяет узнать, кому принадлежит номер звонящего, даже если его нет в записной книжке пользователя. Пользователи, загрузившие приложение, давали согласие на доступ к данным своих записных книжек в телефоне, таким образом собралась база контактов. На сегодняшний день в ней находится уже больше 4,7 млрд телефонных номеров, говорится на официальном сайте.

Как ранее писал РБК, права на приложение GetContact принадлежат компании GetContact LLP, зарегистрированной в Лондоне в ноябре 2017 года двумя гражданами Турции — Бураком Сагликом и Мустафой Севинком. В портфеле продуктов GetContact указан и турецкий разработчик мобильных приложений Tekyason Yazılım (по собственным данным, его продуктами пользуются 42,6 млн человек ​в 155 странах), где оба обозначены как сооснователи и действующие топ-менеджеры.

Вскоре после всплеска популярности приложения пользователи обратили внимание на то, как оно собирает и использует персональную информацию. В частности, в пользовательском соглашении было указано, что GetContact может делиться персональной или корпоративной информацией с любой третьей стороной, а также собирать данные с помощью разного рода инструментов и методов для статистических целей. В ряде стран, например в Казахстане и Азербайджане, GetContact было заблокировано.

Роскомнадзор объявил о проверке приложения на предмет соблюдения законодательства о персональных данных вскоре после его попадания в топ по скачиванию. «В случае выявления нарушений будут приняты меры реагирования, вплоть до направления искового заявления в суд об ограничении доступа к данному приложению на территории Российской Федерации», — рассказывал тогда представитель ведомства.

Вопрос согласия

​​По словам руководителя сети дата-центров компании КРОК Павла Колмычека, компании, как правило, достаточно одного-двух месяцев на перенос данных. Стоимость миграции в российский центр обработки данных будет складываться из трудозатрат программистов и группы эксплуатации приложения.

Как заметил эксперт, скорее всего, инфраструктура GetContact сейчас размещается в зарубежном облачном сервисе. «Это стандарт для индустрии, поскольку на этапе запуска новых приложений неизвестна скорость роста нагрузки, объема данных и т.п. Для этих случаев облачные инфраструктуры подходят своей гибкостью как нельзя лучше», — сказал он. Стоимость облачных услуг в России ниже зарубежных аналогов, поэтому GetContact от этого переноса должен еще и выиграть в финансовом плане, заключил Колмычек.

Как отметил заместитель руководителя юридического отдела REG.RU Павел Патрикеев, локализация данных означает и упрощение процедуры по сбору информации госорганами для обеспечения безопасности граждан.

«Локализация GetContact данных в России не решает их главную проблему, — говорит глава практики технологий юридической фирмы CMS Константин Бочкарев. — Приложение нарушает закон «О персональных данных», обрабатывая данные людей, чьи имена и телефоны оно получило из адресных книг своих пользователей, то есть тех, кто приложение не скачивал и его пользователем не является. Их согласие сервис не получал». По его словам, остается непонятным, как технически может быть реализовано получение такого согласия. «Обработка персональных данных третьих лиц без их согласия стала одной из причин блокировки социальной сети LinkedIn в России, в дополнение к нарушению требования о локализации данных российских граждан. В этом смысле дело GetContact во многом похоже. Но тут сама модель работы приложения нарушает законодательство о персональных данных, поэтому, учитывая полученную делом огласку, жесткая реакция Роскомнадзора не заставит себя ждать», — считает эксперт.

Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой