Технологии и медиа, 29 апр 2021, 19:27

«Медуза» заявила о потере доходов из-за признания иноагентом

Рекламодатели стали отказываться от размещения на «Медузе» после того, как Минюст признал издание иноагентом. Его ежемесячная рекламная выручка составляла порядка 20 млн руб. Без них «Медуза» не может существовать самостоятельно
Читать в полной версии
(Фото: Ints Kalnins / Reuters)

Зарегистрированное в Латвии, но ориентированное на русскоязычную аудиторию издание «Медуза» предупредило о финансовых проблемах, возникших из-за признания проекта в России иноагентом.

Минюст внес юрлицо «Медузы» — SIA «Medusa Project» — в список иностранных СМИ, выполняющих функцию иностранного агента, 23 апреля 2021 года. Из-за этого «Медуза» уже потеряла рекламодателей, сообщается в обращении редакции на сайте издания.

«Мы резко снизили расходы. У нас больше нет офиса — ни в Риге, ни в Москве. Мы практически отказались от сотрудничества с внештатными авторами. Мы урезали зарплаты: сокращения составили от 30 до 50%», перечисляет редакция «Медузы» о последствиях потери рекламодателей. Но даже эти меры не позволят изданию, по собственной оценке, существовать дальше самостоятельно, поэтому «Медуза» попросила своих читателей оформить разовый или регулярный платеж на любую сумму.

Ежемесячно «Медуза» зарабатывала на размещении рекламы в среднем 20 млн руб., сообщил РБК главный редактор издания Иван Колпаков. Эти данные соответствуют финансовым результатам российского ООО «Редакция», на которое оформлено контент-бюро «Продано!» — оно, как указано на его сайте, с 2019 года продает, производит и размещает всю рекламу на «Медузе». В 2020 году выручка ООО «Редакция» по РСБУ составила 210 млн руб., чистая прибыль — 551 тыс. руб.

«Медуза» в цифрах

  • Ежедневная всероссийская аудитория сайта «Медузы» на мобильных устройствах и десктопах, согласно данным Mediascope, в феврале 2021 года составляла 212,9 тыс. пользователей старше 12 лет.
  • В марте 2021 года «Медуза» была самым цитируемым в соцмедиа интернет-ресурсом с индексом 808,5 пункта, по цитируемости в СМИ сайт издания был на 16-м месте с индексом 209,7 пункта, по данным «Медиалогии».

«Медуза» стала для рекламодателей «токсичной» компанией из-за обязательной пометки «сообщение распространено иноагентом» крупным шрифтом на любой публикации, включая рекламу, признает само издание.

Безусловно, в качестве приоритета рекламодатели ориентируются на качество площадки и на ее контент, где будет потенциально размещаться реклама, констатирует Юлия Грейс, директор по развитию бизнеса рекламной группы PHD (Media Direction Group). Но, учитывая российские реалии, мало кто из рекламодателей предпочитает работать с теми СМИ, которые находятся под вниманием органов государственной власти, объясняет Грейс. По ее прогнозу, «Медузу» может потенциально ожидать судьба телеканала «Дождь», которому потребовалось очень много времени, чтобы вернуть хотя бы часть рекламодателей после возникновения проблем с госорганами (в феврале 2014 года провайдеры начали отключать в своих сетях телеканал «Дождь», объясняя это скандальным опросом телеканала о блокаде Ленинграда).

Значительные бюджеты «Медуза» привлекает в том числе и от иностранных рекламодателей, и логики их отказа нет, констатирует Грейс. Однако есть исключительно желание рекламодателей оптимизировать будущие риски даже на этапе их потенциального объявления, указывает эксперт. В России рекламодатели не хотят получать дополнительные проблемы, если будут сотрудничать с компаниями, имеющими статус иностранного агента, согласен исполнительный директор компании DigitalBudget Александр Степанов.

В 2017 году президент России Владимир Путин подписал закон, по которому стало возможно признавать иноагентом СМИ. Для попадания в этот список Минюста СМИ достаточно иметь иностранное финансирование, в том числе от госструктур других государств, международных организаций или отдельных граждан. Признанное иноагентом СМИ должно в течение месяца зарегистрировать в России юрлицо и ставить пометки о своем статусе во всех публикациях, иначе ему грозит блокировка.

Спустя две недели после вступления закона в силу Минюст признал иноагентами «Голос Америки» и телеканал «Настоящее время». В 2018 году государственный телеканал RT указывал, что в отчетности юрлица «Медузы» за 2017 год есть гранты от западных организаций — благотворительного фонда OAK Foundation, который основал британский миллиардер Алан Паркер (головной офис в Женеве), и шведского правительственного агентства SIDA.

Pro
Как добиться признания в Индии решения российского суда
Pro
Миграция IT-инфраструктуры: что учесть и как организовать — по шагам
Pro
Свободные зоны в ОАЭ: правда ли они «совсем» безналоговые
Pro
Надо ли компаниям кормить своих сотрудников. Отвечают эксперты Гарварда
Pro
Как выбрать санаторий: 3 красных флага
Pro
Фонды облигаций показали рекордный с весны 2022-го отток средств клиентов
Pro
«Бизнес-тиндер» в Telegram: как технологии меняют деловые мероприятия
Pro
«Догоняющая» дружба: как поддерживать отношения во взрослом возрасте