Sanoma объявила о продаже своей доли в газете «Ведомости»
Финская Sanoma Corp. объявила, что подписала договор о продаже 33,3% компании Delovoi Standard, названной в заявлении компании издателем ежедневной деловой газеты «Ведомости». Покупателем в пресс-релизе названа компания Ivania Ltd. В сообщении Sanoma также говорится, что портфолио издателя «Юнайтед пресс» (издает журналы Men's Health, National Geographic, газету The Moscow Times и др.) продается компании Moscow Times LLC.
Ivania Ltd. и Moscow Times LLC — это структуры бывшего гендиректора издательского дома «Коммерсантъ» Демьяна Кудрявцева, подтвердил РБК сам Кудрявцев.
Sanoma ожидает, что на момент закрытия сделки сможет отразить отразить в отчетности разницу между балансовой стоимостью продаваемых активов и суммой сделки в €8 млн (до валютной корректировки), сказано в заявлении. Сама сумма сделки в пресс-релизе не раскрыта. Кудрявцев об этом также не говорит.
Сделка заключена по итогам пересмотра стратегии компании, напоминает Sanoma. «Мы уверены, что эти знаковые издания окажутся в хороших руках и будут развиваться как ведущие российские издания», — заявил исполнительный директор Sanoma Group Харри-Пекка Кауконен, слова которого приводятся в пресс-релизе. Он также отметил, что соглашение о продаже этих активов укладывается в стратегию Sanoma, которая заключается в том, чтобы в интересах акционеров продолжить работу на основных рынках компании.
Оставшимися владельцами издателя «Ведомостей» остаются американская Dow Jones (издает The Wall Street Journal) и британская FT Group (издает Financial Times).
Долю Sanoma в издателе «Ведомостей», а также компании «Юнайтед пресс» и «Мондадори Пресс» (издает журнал Grazia) источники РБК ранее оценивали примерно в €10 млн.
Изначально, помимо Кудрявцева, в сделке планировали участвовать два его партнера — Мартин Помпадур, бывший топ-менеджер News Corp. в Европе, и Владимир Воронов, руководивший одним из подразделений этой же компании в России. Но оба вышли из сделки в связи с «меняющейся ситуацией на рынке», рассказывали источники РБК.
Под меняющейся ситуацией могут подразумеваться принятые осенью 2014 года поправки к закону о СМИ, согласно которым иностранные инвесторы не могут владеть более 20% в капитале российских СМИ. Поправки вступят в силу с 2016 года.
Кроме того, с декабря 2014 года вступил в силу новый порядок согласования иностранных инвестиций в печатные СМИ. Сделки, касающиеся покупки существенной доли в журналах и газетах тиражом более 60 000 экземпляров, в ходе которой иностранный покупатель получает контроль над изданием, должны согласовываться правительственной комиссией по иностранным инвестициям.
Отложенная сделка
В конце марта эта комиссия отложила другую сделку Sanoma. Финская компания договорилась о продаже своей доли (50%) в компании «Фэшн Пресс» издательскому дому Hearst Shkulev Media, принадлежащему на паритетных правах американской Hearst и российскому бизнесмену Виктору Шкулеву. ИД Hearst Shkulev Media уже владеет 50% «Фэшн Пресс» (издает журналы Cosmopolitan, Esquire, Harper’s Bazaar и «Домашний очаг»). До этого отрицательное заключение на сделку выдало Минкомсвязи. Источник в Минкомсвязи тогда объяснял РБК, что в свете закона об ограничении иностранного капитала в СМИ эта сделка может «дезориентировать участников рынка».
Как рассказывал РБК источник, близкий к Hearst Shkulev Media, покупатели считают, что, скорее всего, не добьются согласования сделки в правительстве, поэтому сейчас ищут другие варианты. Речь, в том числе, может идти о заключении новой сделки, в которой покупателем выступит только Виктор Шкулев.
Другой собеседник, близкий к Sanoma, говорил, что финская компания может, если не получит согласования в правительстве, начать искать нового покупателя на «Фэшн Пресс». В руководстве Sanoma, по словам собеседника РБК, не очень довольны Hearst Shkulev — по мнению финской компании, покупатель мало делает для того, чтобы добиться согласования сделки с российскими властями.
Однако источник РБК, близкий к Hearst Shkulev Media, считает, что у Sanoma нет сейчас других потенциальных покупателей — все прежние претенденты отказались от своих намерений. Он напоминает, что у американской Hearst в любом случае остается право первой руки в этой сделке. Кроме того, ей принадлежат лицензии на журналы.
Долгая продажа
Sanoma искала покупателя на свои активы в России с осени 2013 года. Изначально компания планировала продать все свои издания, входящие в ИД Sanoma Independent Media, одному покупателю. Как рассказывал в интервью РБК основатель СТС и радио Maximum Питер Герви, он был главным претендентом на активы Sanoma (он претендовал, в первую очередь, на «Фэшн пресс»), однако Hearst в последний момент воспользовался своим правом первой руки и решил выкупить компанию сам.
В отчетности за третий квартал 2014 года Sanoma Corp. впервые раскрыла балансовую стоимость Sanoma Independent Media — около €75 млн. Выручка ИД в 2013 году достигла €70 млн. Обычно Sanoma не раскрывает годовую выручку отдельных активов, указывая доходы по регионам.
Результаты за первый квартал 2015 года финский медиахолдинг опубликовал в среду, 29 апреля. Общая выручка компании за этот период составила €380,1 млн, на 15% меньше, чем в том же квартале прошлого года (€438,3 млн). Операционный убыток составил €11 млн. Годом ранее компания была прибыльна и заработала €162,1 млн. Выручка Sanoma в России и Восточной Европе за первый квартал 2015 года составила €2,5 млн, что на 89% ниже, чем за тот же период прошлого года. Падение связано главным образом с тем, что Sanoma больше не включает в отчетность проданные медиаактивы в Венгрии, Румынии и Чехии.
Выручка ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа» по РСБУ, по данным СПАРКа, в 2013 году снизилась на 2%, до 1,075 млрд руб., прибыль от основной деятельности — на 58%, до 31,013 млн руб., чистый убыток увеличился в восемь раз, до 34,15 млн руб. (за 2014 год данных пока нет).
Демьян Кудрявцев возглавлял издательский дом «Коммерсантъ» в 2006–2012 годах. В 2014 году он создал «Ясно Communications».