Технологии и медиа, 30 ноя 2021, 15:36

«Первый канал» отказался от контракта с компанией ВИД на «Поле чудес»

«Первый канал» отказался покупать с нового года у телекомпании Александра Любимова шоу «Поле чудес». С января вещатель будет показывать свою программу со слегка измененным названием и прежним ведущим Леонидом Якубовичем
Читать в полной версии
(Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости)

«Первый канал» не будет продлевать контракт с производителем проекта «Поле чудес» — телекомпанией ВИД. Соответствующее сообщение пресс-службы вещателя поступило в РБК. Причиной такого решения канал назвал «нецелесообразность заключения нового договора на предложенных каналу изменившихся условиях».

Вместо этого «Первый канал» договорился с американской CBS о приобретении официальных прав на телевикторину Wheel Of Fortune — именно ее формат изначально лег в основу «Поля чудес». С января 2022 года шоу будет выходить под названием «Наше поле чудес». Ее ведущим, как и прежде, останется Леонид Якубович.

Сам Якубович в разговоре с РБК заявил, что не знает, «какие финансовые взаимоотношения у канала с телекомпанией ВИД». Он лишь отметил, что формат шоу не изменится.

Источник РБК на медиарынке рассказал, что приобретение официальных прав у CSB оказалось выгоднее новых условий ВИД, поднявшей закупочную цену на 30%.

РБК обратился за комментарием к председателю совета директоров и основному акционеру АО «Телекомпания ВИД» Александру Любимову. По состоянию на 31 декабря Любимову, согласно отчетности компании, принадлежит 87,14% АО, его гендиректору Константину Линкевичу — 12,86%.

Как смотрят «Поле чудес» и сколько шоу зарабатывает на рекламе

В 2020 году в эфире «Первого канала» вышло 52 выпуска шоу «Поле чудес». Традиционно передача идет по пятницам примерно с 19:40 до 21:00 (мск для европейской части страны). Самый высокий рейтинг в прошлом году измеритель телеаудитории Mediascope зафиксировал 30 октября — почти 6,4% всего населения страны (с учетом жителей небольших городов и сел) старше четырех лет. Тот выпуск выбрали почти 20% всех, кто тогда находился у телеэкрана. Самый низкий рейтинг в 2020 году был у выпуска от 11 июня — его посмотрели лишь 2,9% всех жителей России старше четырех лет, программу выбрали только 11,7% телезрителей.

В прошлом году в эфире был показан и спецвыпуск «Поле чудес. Тридцать лучших». Он вышел днем в воскресенье, 1 ноября. Его рейтинг составил 2,6%.

В 2020 году «Первый канал» на рекламе в «Поле чудес» мог заработать 630 млн руб. без НДС, подсчитал на основе измерений Mediascope гендиректор российского офиса ECI Media Management Дмитрий Кураев. В эту оценку включены доходы от традиционной рекламы и спонсорских заставок, но не учитываются поступления от различных интеграций спонсоров в саму передачу.

Для сравнения: вся выручка АО «Первый канал» по РСБУ в 2020 году равнялась почти 25,2 млрд руб. Выручка по РСБУ производителя «Поля чудес», АО «Телекомпания ВИД», в прошлом году составила 392,3 млн руб.

В январе—октябре 2021 года доходы вещателя от рекламы в «Поле чудес» могли составить 535 млн руб., оценивает ECI Media Management.

Как «Первый канал» отказывался от известных программ

Вещатель не первый раз прекращает сотрудничество с телекомпанией ВИД. В сентябре 2017 года стало известно, что передача «Жди меня», которую производит ВИД, больше не будет выходить на «Первом канале». Основной причиной тогда называли разногласия между новым коллективом, набранным после ухода из программы главного редактора шоу Сергея Кушнерева, с ведущим программы Александром Галибиным. В октябре 2017 года стало известно, что «Жди меня» будет выходить на телеканале НТВ. Формат программы после перезапуска был изменен, в шоу стали показывать, как идет поиск потерявшихся людей.

Похожая история произошла и с шоу «Один в один!», которое производила телекомпания «ВайТ Медиа» Тимура Вайнштейна. Первый сезон программы выходил на «Первом канале» в 2013 году и стал тогда одним из самых успешных проектов вещателя: доля аудитории финального выпуска превысила 30%. Однако контракт с вещателем производитель передачи не продлил, Вайнштейн получил предложение от ВГТРК перенести программу на «Россию 1». Комментируя свое решение, Вайнштейн тогда отмечал, что значительную роль в переходе сыграли задержки выплат от «Первого канала» за создание программ: «Процесс с точки зрения бизнеса выходил неконтролируемый».

Уже в следующем году на «Первом» появилось шоу «Точь-в-точь» с аналогичной идеей. После окончания первого сезона автор проекта, испанская Gestmusic Endemol, и «ВайТ Медиа» подали на «Первый канал» в суд, обвинив вещателя в незаконном использовании формата шоу Your Face Sounds Familiar, права на которые были проданы «России 1». Во всех инстанциях «Первый канал» выиграл дело. Представитель вещателя, комментируя решение суда, заявил, что «российским законодательством не предусмотрен такой охраняемый объект авторского права, как формат».

Топ-5 фактов о шоу «Поле чудес»

  • Название передачи Владислав Листьев взял из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
  • Шоу дважды выигрывало национальную премию ТЭФИ: в 1995 году в номинации «Лучший ведущий развлекательной передачи», а в 1999-м — в номинации «Ведущий развлекательной программы».
  • По мотивам программы было создано несколько мобильных игр. Последнюю в 2012 году выпустила российская компания Alawar. Кроме того, сам ВИД еще в 1990-е выпустил настольно-печатную игру по сюжету «Поля чудес».
  • Телеигра не раз фигурировала в комедийных фильмах. Самые известные из них — «Не послать ли нам… гонца?», «Дедушка моей мечты» и «Страна чудес».
  • Местные версии телеигры «Колесо фортуны», ставшей прототипом «Поля чудес», выходят в эфир в 15 странах, среди которых — Болгария, Бразилия, Испания, Румыния, Сингапур и США.
Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году