Технологии и медиа, 31 янв 2018, 21:10

Слияние с историей: японская Fujifilm поглотила американскую Xerox

Японская Fujifilm поглощает американского производителя копировальной техники Xerox. Сделка стоимостью $18 млрд позволит компаниям добиться значительной экономии затрат, в том числе за счет увольнения 20% сотрудников
Читать в полной версии
Фото: Денис Гришкин / Ведомости / ТАСС

​В среду, 31 января, японская компания Fujifilm объявила о поглощении американского производителя принтеров Xerox. Компания из США будет объединена с Fuji Xerox Co. — совместным предприятием Fujifilm и Xerox, которое с 1962 года занимается продажей принтеров и копировальной техники в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Новая компания получит название Fuji Xerox, Fujifilm получит в ней 50,1%, остальное будет распределено между действующими акционерами Xerox. Стоимость сделки оценивается в $18 млрд. Решение было одобрено советами директоров обеих компаний 30 и 31 января. Сделку планируют закрыть во втором полугодии 2018 года. Главой Fuji Xerox станет гендиректор Xerox Джефф Джейкобсон.

Некопируемое прошлое

Основанная в 1934 году японская компания Fujifilm изначально специализировалась на производстве фотопленки, пик продаж которой пришелся на 2000-е годы. Еще в 1980-е компания в ожидании перехода к цифровым технологиям начала диверсифицировать бизнес. Сейчас среди направлений деятельности Fujifilm — производство фототехники, оптических устройств, полупроводниковых материалов, устройств для записи информации, биоматериалов, медицинского диагностического оборудования и др. Выручка Fujifilm в 2017 году составила $20,7 млрд, что на 5,7% ниже, чем в 2016 году. Чистая прибыль компании за год выросла на 12,9%, до $1,1 млрд.

Основной конкурент Fujifilm на рынке фотопленки — американская Eastman Kodak — также находился в затяжном кризисе из-за падения спроса на свой основной продукт и в начале 2010-х годов едва не обанкротился. Как и Fujifilm, компания ищет для себя новые рынки. Например, с 2016 года она производит смартфоны Kodak Ektra. А в начале января Kodak объявила, что создает собственную криптовалюту под названием KODAKCoin. После этого объявления акции компании на Нью-Йоркской фондовой бирже выросли на 92%, до отметки $5,95.

Xerox была создана в 1906 году под названием Harold Photographic Company и изначально занималась изготовлением фотобумаги. Магистральный путь ее развития изменился в 1950-е, после изобретения способа копирования изображения на обычную бумагу. Компания сменила название на Xerox (от греческого слова «зирос» — сухой). Американская корпорация прославилась на весь мир своими копировальными аппаратами, ее название стало словом нарицательным. Однако в последние годы из-за усиливающейся конкуренции и повсеместного перехода на электронный документооборот выручка Xerox начала снижаться. В частности, в 2015 году падение составило 9,5%, в 2016-м — 6%, в 2017-м — около 5%, до $10,8 млрд, по данным неаудированной отчетности. При этом по итогам прошлого года компания должна получить $207 млн чистой прибыли вместо $460 млн убытка в 2016 году.

По словам представителя «М.Видео» Валерии Андреевой, в российской рознице компании представлены в разных сегментах: Fujifilm в разделе фототоваров, а Xerox — принтеров и многофункциональных устройств (МФУ, объединяют функции принтера, сканера и копировального аппарата). «Xerox занимает небольшую долю в розничных продажах, основным для него является b2b-сегмент. Fujifilm в рознице — один из лидеров на рынке фотокамер», — отметила Андреева.

Объединение переживут не все​

Как указано в пресс-релизе Fujifilm, сделка поможет сократить издержки Xerox. Предполагается, что слияние позволит сэкономить $1,7 млрд к 2022 году. Объединение также позволит обеим компаниям расширить свою географию. До этого компания Fuji Xerox работала в основном в Японии и Восточной Азии, Xerox, в свою очередь, развивался на американском и европейском рынках. При этом объединенное предприятие Fujifilm и Xerox считается одной из самых успешных трансграничных компаний. Это партнерство помогло Xerox успешно противостоять японским конкурентам, в то время как Fujifilm вышла в новые для себя сегменты бизнеса.

Среди прочего экономить затраты новая объединенная компания будет за счет сокращения персонала. По словам представителя Fujifilm, которого цитирует WSJ, после закрытия сделки около 20% сотрудников совместного предприятия, или порядка 10 тыс. человек, будут уволены в рамках реорганизации.

Аналитик научно-исследовательского института при токийском университете Токай​ Масахико Ишино, чьи слова приводит издание, согласен с тем, что сделка поможет сократить расходы, но при этом он сомневается в перспективности рынка, называя компании «динозаврами».

Инвесторы к слиянию Fujifilm и Xerox отнеслись скептически. Накануне объявления о сделке акции Fujifilm упали на 8,3%. При этом ценные бумаги Xerox подорожали на 5,2%.

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как защитить пожилых родственников от переломов: советы врача из Гарварда
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах