Обвал рубля, 31 мар 2015, 13:12

Темпы роста Avito замедлились на фоне падения рубля

В конце прошлого года темпы роста интернет-сервиса Avito замедлились, следует из отчета основного акционера компании шведского фонда Kinnevik
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

​В октябре–декабре 2014 года самый популярный в России сайт объявлений получил выручку в размере 1,262 млрд руб.: на 57% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В первые девять месяцев минувшего года рост оборотов был стремительнее. С января по сентябрь выручка Avito увеличилась год к году на 89%, до 3,04 млрд руб. В итоге за год одна из самых дорогих компаний Рунета заработала на 79% больше, чем в 2013-м: 4,3 млрд руб.

Прибыльность по показателю EBITDA за весь 2013 год составила 680 млн руб., или 28%, а в 2014-м — 2,177 млрд руб., или 50,6%. В последнем квартале этот показатель достиг 39%, или 489 млн руб. Чистую прибыль компании фонд не приводит.

На запрос РБК о том, по какому курсу рассчитывались выручка и EBITDA компании, Kinnevik пока не ответил. Представитель Avito отказался от комментариев.

Аналитик «Райффайзенбанка» Сергей Либин считает, что замедление темпов роста Avito может быть связано с падением рубля и с тем, что в конце года сильно выросли продажи у офлайн-ретейлеров.

Зарабатывает Avito на продаже баннерной рекламы и пользовательских платежах (за продвижение объявления в топ и проч.). Доли выручки от разных каналов Avito фонд не раскрывает.

В отчете Kinnevik подчеркнул, что в октябре–декабре сервис значительно инвестировал в маркетинг, а именно в рекламную кампанию на ТВ. Точная стоимость кампании не называется. Кроме того, Avito во второй половине прошлого года сделал ребрендинг. Теперь сервис разделен на несколько вертикалей — «Авито. Услуги», «Авито. Работа», «Авито. Авто», «Авито. Недвижимость». Соответственно, изменились его позиционирование в целом, дизайн сайта, логотип. Именно ребрендингу, пишет Kinnevik, была посвящена рекламная телекампания.

Оценку компании на декабрь 2014 года фонд уже публиковал в феврале. Kinnevik оценивает Avito в $883 млн (7,3 млрд шведских крон). Эта оценка Avito приведена на основе мультипликаторов, примененных к EBITDA, группы сравнимых с Avito публичных компаний. При расчетах использовался EBITDA Avito за 12 месяцев до 31 сентября 2014 года. Предыдущую оценку фонд приводил в сентябре. По сравнению с сентябрем стоимость компании снизилась на 7,6%: с 7,9 млрд шведских крон ($956 млн) до 7,3 млрд шведских крон ($883 млн).

Kinnevik объясняет это изменение девальвацией рубля — его курс по отношению к шведской кроне упал на 25%. Но фонд подчеркивает, что это падение компенсировали «традиционно высокие бизнес-показатели компании». Если считать в рублях, за этот период оценка компании Avito выросла на 23%, отмечала ранее в разговоре с РБК аналитик «Сбербанка CIB» Анна Лепутухина.

Другую оценку Avito, по курсу 56,25 руб. за доллар, на 31 декабря 2014 года представил другой крупный инвестор Avito — Vostok Nafta. Собственную 13,7-процентную долю он оценил в $232 млн. Соответственно, общая оценка сервиса составила $1,7 млрд.

Сервис не представил прогнозов на будущее, уточняется в релизе Kinnevik. Но фонд отмечает, что из-за макроэкономических и геополитических факторов России произошло резкое падение рубля и занижены ожидания по ВВП на 2015 год.

Фонд Kinnevik — основной акционер Avito: ему принадлежит 31,9-процентная доля компании. Еще 13,7% Avito владеет Vostok Nafta. Инвесторами сервиса также являются фонды Accel Partners, Baring Vostok Capital Partners, медиахолдинг Naspers (около 18,6% акций). Оставшиеся доли принадлежат основателям — шведам Филипу Энгельберту и Йонасу Нордландеру. Запущенный в 2007 году​ Avito восьмой по популярности сайт в России, следует из отчета TNS Russia за февраль 2015 года. В феврале, по данным TNS Russia, его ежемесячная аудитория в России достигла 25,5 млн человек. В феврале​, по собственным данным Avito, на сервисе было размещено 28 млн активных объявлений‏.

Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях