Медиакомпанию Ковальчука и Мордашова оценили в 150 млрд руб.
Перспективы в платном ТВ
В марте 2016 года холдинг «Газпром-Медиа» купил 7,5% акций Национальной медиа группы (НМГ). Это следует из раскрытия информации Газпромбанка, который владеет 100% «Газпром-Медиа». Сумма сделки составила 11,2 млрд руб., говорится в документе. Таким образом, вся Национальная медиа группа была оценена в 148,32 млрд руб. (более €1,9 млрд по курсу ЦБ на 31 марта 2016 года, или $2,2 млрд).
Имя продавца стороны не раскрывают. При этом объем проданного пакета совпадает с долей акций в НМГ, которыми владел основатель Volga Group Геннадий Тимченко. Бизнесмен в 2013 году приобрел как раз 7,5% акций медиагруппы у люксембургской RTL, писал РБК. Сумма сделки тогда составила €81 млн, а вся НМГ, получается, была оценена в €1,08 млрд. «Я фондировал проекты, связанные с медийными активами, но они интересовали меня исключительно с коммерческой точки зрения, не рассматривал их как инструмент влияния», — рассказывал Тимченко в августе 2014 года в интервью агентству ТАСС о своих инвестициях в НМГ. Он тогда подчеркивал, что напрямую владеет «очень маленьким процентом» в НМГ.
Оперативно получить комментарий представителя Тимченко пока не удалось. Представитель НМГ подтвердил факт сделки, но не стал раскрывать подробностей или имя продавца. Генеральный директор НМГ Ольга Паскина не ответила на звонок корреспондента РБК.
Представитель «Газпром-Медиа» заявил РБК, что холдинг заинтересован в диверсификации своего бизнеса через партнерства с игроками медиарынка. Сделку с Национальной медиа группой там оценивают как инвестиционное участие, которое позволит эффективно реагировать на изменения рынка.
«Бизнес НМГ обладает значительным потенциалом, в частности в перспективном сегменте платного телевидения, — заявил представитель «Газпром-Медиа». — Мы также рассчитываем, что акционерное участие в компании позволит обмениваться экспертизой и сотрудничать в создании оригинального контента и дистрибуции».
Национальная медиа группа появилась в 2008 году в результате объединения активов банка «Россия» Юрия Ковальчука, СОГАЗа, «Сургутнефтегаза» и председателя совета директоров «Северстали» Алексея Мордашова. Структура собственности НМГ полностью неизвестна. Последний раз НМГ раскрывала свои финансовые показатели за 2014 год: тогда выручка холдинга по РСБУ составила 3 млрд руб., чистый убыток — 617 млн руб. По МСФО за 2013 год выручка составила 14,7 млрд руб., операционная прибыль составила почти 2,4 млрд руб., чистая прибыль — 1,5 млрд руб.
В конце марта 2016 года у НМГ сменился генеральный директор: вместо Александра Орджоникидзе (руководил группой с 2009 года) была назначена Ольга Паскина, руководившая Discovery Networks в Северо-Восточной Европе. Причины кадровых перестановок в компании не раскрывают. В НМГ входят «Пятый канал» (группа владеет 72,4%), «Первый канал» (25%), РЕН ТВ (68%), газета «Известия» (73,2%) и радиостанция «Русская служба новостей» (100%). Группа также получила в управление газету «Metro-Петербург» в Санкт-Петербурге и приобрела 25% акций в учредителе газеты «Спорт-Экспресс». В марте 2014 года НМГ выкупила 50% уставного капитала «Арт Пикчерс Вижн», входящей в группу компаний «Арт Пикчерс».
В 2015 году были достигнуты договоренности о партнерстве с крупными иностранными компаниями на рынке платного ТВ: группами Discovery, Viasat и Turner. Discovery Networks под руководством Паскиной первой договорилась о создании совместного предприятия с НМГ — теперь оно управляет русскоязычными версиями телеканалов Discovery Channel, Animal Planet, TLC, Eurosport и др. В результате этих сделок и партнерств НМГ сейчас контролирует около 20% рынка платного ТВ в России. По словам источника, близкого к холдингу, только в последнем квартале 2015 года выручка НМГ выросла на 150 млн руб., в том числе за счет партнерства с Discovery.
Нерыночная сделка
Национальная медиа группа по итогам сделки с «Газпром-Медиа» была оценена более чем в восемь раз дороже, чем холдинг «СТС Медиа», в который входят телеканалы СТС, «Домашний», «Че» и СТС Love, а также онлайн-сервис «Видеоморе». За 75% российского бизнеса «СТС Медиа» Алишер Усманов и Иван Таврин в феврале 2016 года заплатили $193,1 млн. Таким образом, весь бизнес компании был оценен в $257,5 млн (более 20 млрд руб.).
При этом стоимость компании «CTC Медиа», которая торгуется на NASDAQ, сильно упала в связи с внешнеполитическими событиями, падением курса рубля и особенно законом, ограничивающим иностранное владение в СМИ. В сентябре 2014 года, когда в Госдуму были только внесены поправки в закон «О СМИ», капитализация «СТС Медиа» на NASDAQ равнялась почти $1,5 млрд.
В том же 2014 году «Газпром-Медиа» под руководством Михаила Лесина приобрел активы холдинга «ПрофМедиа» (телеканалы ТВ3, «Пятница!» и «2×2», радиостанции «Авторадио», «Романтика», «Юмор ФМ», «Энергия» и кинокомпания «Централ Партнершип (ЦПШ)») за $603 млн (или 21,03 млрд руб. по курсу на апрель 2015 года). В рублевом эквиваленте Национальная медиа группа была оценена в семь раз дороже, чем активы «ПрофМедиа».
На взгляд аналитика Райффайзенбанка Сергея Либина, оценка Национальной медиа группы в 148,32 млрд руб., то есть в десять раз больше последней раскрывавшейся выручки по МСФО или в 50 раз больше выручки за 2014 год по РСБУ, является очень высокой для индустрии медиа, даже несмотря на то что в последних финансовых результатах НМГ не учтены еще платные неэфирные каналы. «У нас нет публичного рынка таких компаний, поэтому актив стоит столько, за сколько покупатель его готов купить, а продавец готов продать, — заявил РБК Либин. — Это частная, нерыночная сделка. Мне кажется, к рынку, к перспективам платного ТВ это все имеет опосредованное отношение».
Выручка «Газпром-Медиа» по итогам 2015 года достигла 73,6 млрд руб., что на 2% больше показателя годом ранее, следует из отчетности Газпромбанка. Рекламные доходы выросли на 3%, до 57,3 млрд руб. В портфеле «Газпром-Медиа» — эфирные телеканалы (НТВ, ТНТ, «2х2», ТВ3, «Пятница!», «Матч!»), радиостанции («Эхо Москвы», «Авторадио», «Юмор FM» и др.), оператор спутникового телевидения «НТВ-плюс» и его неэфирные каналы, видеосервисы Rutube и Now.ru, продавцы рекламы и производители контента.