Технологии и медиа, 31 мар 2021, 20:51

Samsung объяснила установку на смартфоны неудаляемых приложений «Яндекса»

В компании опасаются, что, предустановив некоторые приложения с возможностью их удалить, могли нарушить российское законодательство. Против установки неудаляемых приложений выступили в Минцифры, а также в самом «Яндексе»
Читать в полной версии
Фото: Stefan Boness / Global Look Press

Компания Samsung стала устанавливать на смартфоны неудаляемые приложения «Яндекса» из-за опасений быть обвиненной в нарушении российского законодательства. Об этом в пресс-службе Samsung сообщили газете «Коммерсантъ».

«Требования вступившего в силу закона — уникальные для российского рынка, у индустрии не было еще подобного опыта, в процессе подготовки к его исполнению мы пришли к выводу, что предустановка некоторых приложений в режиме удаляемых с высокой степенью вероятности может быть расценена как нарушение законодательства», — отметили в компании.

В пресс-службе Samsung также напомнили, что по закону именно производитель обязан предоставить недискриминационные условия использования российских приложений.

Ранее пользователи мобильных устройств, выпущенных Samsung, обратили внимание, что после обновления системы в их телефонах появились приложения «Яндекс.Браузер», «Яндекс.Диск», а также «Яндекс.Карты». Эти приложения было невозможно удалить.

В Минцифры выступили против подобной практики. Замглавы ведомства Максим Паршин заявил, что в законе нет запрета на удаление каких-либо предустановленных программ.

«Требования о предварительной установке российских программ на технически сложные товары (смартфоны, планшеты, компьютеры) направлены на предоставление пользователям возможности выбирать, какими приложениями пользоваться — отечественными, иностранными или всеми сразу», — пояснил Паршин.

В самом «Яндексе» отметили, что компания не просила производителей телефонов делать предустановленные приложения неудаляемыми. Как написал управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян в своем Facebook, «мы никогда не просим никого из наших партнеров, будь то производители телефонов, или планшетов, или телевизоров, делать наши приложения неудаляемыми. Мы против этого, потому что так делать плохо для пользователей. Мы не подписывали соглашений про это с производителями телефонов и чисто по-человечески согласны со всеми, кто возмущается, — да, так делать нельзя. <...> Мы обратились в Samsung и другим вендорам с просьбой не делать так с нашими приложениями: не устанавливать приложения «Яндекса» без возможности удаления».

Закон об обязательной предустановке отечественного ПО на гаджеты президент России Владимир Путин подписал в начале декабря 2019 года. Список товаров, на которые должно предустанавливаться программное обеспечение, перечень приложений, а также порядок их установки должно определять правительство. За отказ устанавливать софт предусмотрены штрафы: для индивидуальных предпринимателей от 100 тыс. до 500 тыс. руб., а для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн руб.

В декабре 2020 года Минцифры утвердило перечень сервисов, которые будут претендовать на обязательную предустановку. В него вошли приложения, ориентированные на российскую аудиторию и с посещаемостью более 100 тыс. человек в сутки. Среди них — приложения «Яндекса», «Госуслуги», платежная система «Мир», «Кинопоиск HD» и другие.

Против инициативы выступали игроки ИТ-рынка. Представитель Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК; в нее входят Apple, Intel, Canon, Panasonic, Ariston, «М.Видео» и др.) Антон Гуськов в конце ноября 2020 года заявил, что производителям невозможно будет подготовиться к исполнению закона до 1 января (на эту дату перенесли введение закона в силу). По словам представителя отрасли, компаниям необходим переходный период от шести до 18 месяцев с момента выхода всех подзаконных актов, в том числе создания реестра российских программ, из которого смогут выбирать производители.

Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов