Технологии и медиа, 31 мар 2022, 06:00

За последний месяц у россиян вырос спрос на сервисы по аренде техники

Сервисы аренды техники сообщили о росте спроса на их услуги в марте. Среди причин — подорожание новых устройств, ухудшение условий потребкредитов и желание пользователей сначала попробовать то, что они собираются купить
Читать в полной версии
Фото: Владислав Шатило / РБК

О том, что среди россиян растет спрос на технику в аренду, РБК рассказали представители подобных сервисов.

  • По словам сооснователя сервиса Arenter Евгения Шевелева, в первую очередь спрос поднялся на ноутбуки — на 30%. На смартфоны он вырос на 15%, в основном арендуют устройства Apple, отметил он. В 90% случаев технику арендуют физические лица, но со стороны предпринимателей спрос на технику поднялся в два раза, рассказал Шевелев. По его словам, Arenter пришлось на 15% поднять цены на аренду ноутбуков, и «если ситуация затянется», могут пересмотреть расценки и на другие категории товаров, «потому что должны покрывать свои риски».
  • Екатерина Крайванова, сооснователь сервиса Next2U, который является агрегатором сервисов проката техники в Москве, говорит, что за последний месяц вырос спрос на аренду игровых приставок. «Они всегда были популярны, но сейчас их берут чаще, так как они стали сильно дороже и сократилось количество моделей. В большинстве случаев их арендуют на выходные», — рассказал она. Крайванова ожидает, что многие будут увеличивать стоимость аренды, но оговорилась, что пока она выросла только в отдельных случаях.
  • Юлия Пилюгина, менеджер по продажам сервиса Pauri, который предлагает телефоны, камеры, ноутбуки и другую технику в аренду, сообщила о росте спроса на аренду примерно на 30%. Наиболее активно спрос рос на аренду игровых приставок. Стоимость услуги в среднем осталась на том же уровне, но увеличился депозит.
  • О росте спроса на аренду смартфонов на 30–40% РБК также рассказал руководитель компании «Гаджеты в аренду» Антон Гармай.

Почему растет популярность аренды

По словам Евгения Шевелева, главным образом рост спроса связан с боязнью населения брать дорогостоящую технику в кредит или рассрочку: «В достаточно стабильных условиях люди готовы брать кредиты и рассрочки, а в нестабильных ситуациях они не понимают, что будет через три месяца, поэтому готовы переплачивать в моменте, но пытаются минимизировать долгосрочные риски». Arenter предоставляет гражданам России различную технику в аренду на срок от нескольких дней до месяцев. Арендовать Apple iPhone 13 Pro с объемом памяти 128 Гб, например, можно за 13 тыс. руб. в месяц или за 1790 руб. в сутки, а Samsung Galaxy M21 64Gb — за 2270 руб. в месяц.

После того как в конце февраля Банк России на фоне военных действий на Украине рекордно повысил ключевую ставку до 20%, банки начали пересматривать условия потребкредитов. Так, с 1 марта у Сбербанка минимальная ставка выросла с 6,9% (ставка на первый месяц для клиентов с подпиской «СберПрайм+») до 21,9%, а максимальная — с 21,7 до 29,9%. До 1 марта кредит на обычных условиях в этом банке можно было получить по ставке от 12,9%.

Екатерина Крайванова связала рост спроса на аренду с поднятием цен на покупку техники, а также с тем, что часть моделей оказалась недоступна в рознице. Еще роль мог сыграть фактор сезонности — весной растет спрос на роботы — мойщики окон. Наконец, сейчас покупатели часто стараются протестировать товар перед покупкой. «Например, так делают с продукцией Dyson. Цены на технику выросли, поэтому люди боятся ошибиться с выбором», — пояснила она.

По словам Антона Гармая, рост спроса на аренду смартфонов через их сервис может быть связан с увеличением числа людей, которые пошли подрабатывать таксистами в условиях ухудшения экономической обстановки. Он пояснил, что основные клиенты «Гаджеты в аренду» — водители такси, курьеры и event-агентства, которым смартфоны нужны по работе. Сервис предлагает бюджетные модели стоимостью от 90 до 150 руб. в сутки.

Однако представители нескольких маркетплейсов и ретейлеров, опрошенные РБК, заявили и о росте спроса на покупку техники. По словам представителя Wildberries, у них с 1 января по 29 марта этого года число покупок техники выросло на 67% по сравнению с тем же периодом 2021 года: «Наиболее динамично покупательский спрос рос в категориях фото- и видеотехники (+203%), техники для «умного» дома и безопасности (+153%), а также ноутбуков и компьютеров (+130%)». Представитель Ozon рассказал, что штучные продажи бытовой техники и электроники в первом квартале выросли более чем в два раза год к году. Наибольшей популярностью пользовались крупная бытовая техника, стационарные компьютеры и ноутбуки.

Представитель МТС рассказал, что, по их предварительной оценке, продажи смартфонов в России в первом квартале этого года выросли на 1,5% по сравнению с январем—мартом 2021 года в штучном выражении и на 15% — в денежном. В марте в «МегаФоне» фиксировали возросший спрос на внешние накопители: по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года спрос на жесткие диски, флеш-накопители и карты памяти вырос на 30% в штуках и на 32% в деньгах. Также высоким был спрос на ноутбуки, планшеты и Wi-Fi-роутеры. Покупатели стали реже приобретать смартфоны, отмечает представитель оператора: пик продаж пришелся на период с 1 по 8 марта, однако затем спрос начал постепенно снижаться. Михаил Догадин, вице-президент по закупкам и развитию компании «Связной», рассказал, что в первом квартале 2022-го фиксируется перераспределение покупательского спроса в категории товаров для дома, крупной и мелкой бытовой техники, прирост продаж бытовой техники в количестве составил 60%: «Кроме того, спрос сильно вырос на ноутбуки — на 88%, которые уже не первый год являются товаром первой необходимости, и покупатели стараются по возможности апгрейдить модели на более продвинутые. В период неопределенности клиенты предпочитают прежде всего покупать технику, необходимую в быту и работе». Тем не менее почти четверть продаж всей техники по-прежнему приходится на смартфоны, добавил он.

Представители других крупных офлайн-сетей — «М.Видео-Эльдорадо» и «Ситилинка» — отказались от комментариев. РБК направил запрос в «Технопарк», DNS, а также AliExpress в России.

Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и «Сбера», российский рынок интернет-торговли составлял 3,6 млрд руб., это 9,2% от общего оборота розничной торговли в 2021 году. На цифровую и бытовую технику приходилось почти 25% от общего объема интернет-торговли.

Кто не увидел изменения спроса

Ряд компаний сказали, что не фиксировали изменений в спросе на аренду. Например, представитель Rentcomfort, специализирующейся на сдаче в аренду мебели и бытовой техники, ответила, что цена и спрос с конца февраля по март не изменились. В ассортименте компании кофемашины, утюги, микроволновые печи, термопоты, чайники и кулеры для воды.

По словам представителя Edison Group, которая предлагает в аренду тентовые конструкции, мебель, бытовую технику и др., за последний месяц спрос на бытовую технику не вырос и цена осталась на прежнем уровне.

Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
От Мердока до Адани: как в крупных компаниях планируют передачу власти
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки