Суд обязал заблокировать Telegram в России. Как это было
Решение суда будет обжаловано, сообщил РБК руководитель отдела информации «Агоры» Дмитрий Колбасин.
«Адвокаты международной «Агоры» не могли участвовать в этом фарсе сегодня. Сейчас нам важно получить сегодняшнее решение суда, изучить его, и, конечно, наши адвокаты планируют его обжаловать», — сказал он.
По его словам, у «Агоры» не было реальной возможности представить возражения на иск и свои доказательства, потому что юристы компании до сих пор не видели иска. «Это вопиющее нарушение права на защиту», — считает он.
«Мы расцениваем поведение московского суда как неуважительное отношение к участникам судебного процесса, что прямо противоречит стандартам судейской этики. Позиция Telegram неизменна: требования ФСБ предоставить доступ к личной переписке пользователей мессенджера не соответствуют Конституции и не основаны на законе. Кроме того, эти требования технически не могут быть исполнены. Требование блокировки необоснованно и незаконно», — заявил Колбасин.
«Обязать Роскомнадзор принять меры по ограничению доступа к информационным системам и программам для ЭВМ, используемым для распространения сообщений через Telegram».
Далее среди документов — уведомление о необходимости исполнить закон об информации, направленное в Telegram на русском и иностранном языках; документ из Telegram о невозможности предоставить ключи дешифрования, в котором подробно описано, как устроен принцип работы мессенджера.
Судья исследует письменные материалы дела. Это различные скриншоты, решение Роскомнадзора о внесении Telegram в реестр организаторов распространения информации, запрос от ФСБ, постановление мирового судьи от октября 2017 года.
Слово берет представитель ФСБ Костина.
«Суд, привлекая Telegram к административной ответственности, установил его вину и подтвердил, что им не предприняты действия, направленные на выполнение закона. Telegram же объясняет отказ совершить эти действия необходимостью выполнять свои профессиональные обязанности, связанные с обеспечением тайны переписки».
В суд поступило ходатайство заинтересованного лица об отложении заседания, чтобы ознакомиться с документами, говорит судья. Речь идет о ходатайстве представителей Telegram.
Смелянская возражает, замечая, что у этого лица было достаточно времени. Костина тоже говорит, что оно было уведомлено должным образом, со всеми материалами должно быть ознакомлено, поэтому откладывать заседание нет оснований.
Дело рассматривает судья Юлия Смолина. ФСБ представляет Юлия Костина, а Роскомнадзор — сразу два юриста: Мария Смелянская и Антон Куликов.
Очередь перед входом в суд практически не двигается — привет приставам.
Вечером представители Telegram направили в суд еще одно ходатайство с просьбой отложить слушания, сообщает в своем канале в Telegram руководитель «Агоры» Павел Чиков.
«Мы полагаем, что неисполнение судом требований Гражданского процессуального кодекса в части подготовки к судебному заседанию (непредоставление иска, реальной и фактической возможности представить возражения на иск и свои доказательства) существенным образом нарушает право на защиту.
Нет никаких объективных причин рассматривать иск в экстренной процедуре, которая и не предусмотрена процессуальным законодательством для таких случаев.
Просим суд обеспечить фактическое исполнение требований Процессуального кодекса и обеспечить реализацию всех процессуальных прав, предоставленных в данном случае законом компании Telegram как ответчику. Отложить судебное заседание на разумный срок и устранить все вышеуказанные процессуальные нарушения.
Представитель Telegram адвокат Динзе Д.В.
«По состоянию на сегодняшнее утро ни наш доверитель, ни адвокаты «Агоры» так и не получили ни этот иск, ни определение суда о принятии иска к производству и подготовке к судебному заседанию», — сообщил РБК представитель «Агоры», добавив, что с позицией ФСБ России, также приобщенной к делу, юристов организации также не ознакомили.
Руководитель отдела информации «Агоры» Дмитрий Колбасин подтвердил РБК, что юристы организации не будут участвовать в суде. «Наши адвокаты не будут участвовать [в заседании]», — заявил он, отметив, что «суд не привлек Telegram к этому процессу, не предоставил никаких материалов дела и не дал никакой возможности подготовиться к судебному процессу».
Напомним, что к рассмотрению дела о блокировке мессенджера сам Telegram привлечен не в качестве ответчика, а как заинтересованное лицо.
Основатель Telegram Павел Дуров рекомендовал своим юристам не участвовать в судебном процессе.
Павел Чиков, руководитель международной правозащитной группы «Агора», представляющей интересы мессенджера в России, объяснил подобное решение Дурова его нежеланием «легитимизировать откровенный фарс присутствием» своих адвокатов.
Решение о блокировке Telegram может быть принято уже по итогам сегодняшнего заседания суда. Первоначально юристы прогнозировали, что рассмотрение дела в первой и второй судебной инстанциях займет от трех до шести месяцев, после чего сервис может быть заблокирован в России.
Однако Роскомнадзор решил действовать в специальном порядке: он подал ходатайство о немедленном исполнении судебного решения в случае удовлетворения искового заявления. Таким образом, оно может вступить в силу уже сегодня.
Как развивался конфликт Telegram с российскими властями
15 мая 2017 года газета «Ведомости» сообщила, что Роскомнадзор уведомил Telegram о возможной блокировке ресурса, если компания не предоставит необходимые данные для внесения в реестр организаторов распространения информации. В самой службе эту информацию назвали слухами. В Telegram в ответ на возможную блокировку подчеркнули: «Ни одно правительство или спецслужба в мире не получили ни бита информации от нас. Так будет всегда».
23 июня глава Роскомнадзора Александр Жаров в открытом письме предупредил Павла Дурова о возможной блокировке мессенджера, в случае если компания откажется исполнять российское законодательство. «Требование одно, и оно простое, — подчеркивал Жаров, — заполнить присланную анкету сведениями о компании, которая управляет Telegram, и официально направить в Роскомнадзор для включения этих данных в реестр организаторов распространения информации». В этот же день последовал ответ Дурова: «Парадоксально, что на повестке дня в России нет блокировки контролируемых США WhatsApp или Facebook Messenger, но активно обсуждается блокировка нейтрального по отношению к России Telegram».
28 июня Дуров согласился предоставить Роскомнадзору данные, необходимые для регистрации мессенджера. Он отметил, что они и так находятся в открытом доступе. После этого Роскомнадзор согласился включить мессенджер в реестр, подчеркнув, что с этого момента Telegram работает в правовом поле. Дуров при этом заявил, что не намерен выполнять требования «закона Яровой» о необходимости хранить всю переписку и данные пользователей до полугода, которые вступают в силу с 1 июля 2018 года.
16 октября cуд оштрафовал Telegram на 800 тыс руб. за отказ сотрудничать с ФСБ. Компания была наказана за отказ удовлетворить запрос о предоставлении информации для декодирования сообщений пользователей.
8 декабря Telegram обратился в Верховный суд с административным иском о признании недействующим приказа ФСБ об утверждении порядка предоставления организаторами распространения информации в сети Интернет данных, необходимых для декодирования электронных сообщений пользователей.
12 декабря решение суда, оштрафовавшего Telegram, было оставлено в силе. Также в ходе заседания стало известно, что спор между командой мессенджера и ФСБ касался переписки обвиняемых в организации теракта в петербургском метро. Адвокат компании Дмитрий Динзе заявил, что ФСБ просила изготовить ключи для расшифровки сообщений по телефонам, которые были изъяты у двух фигурантов дела. Юрист отметил, что это требование неисполнимо технически. «Не могут быть представлены ключи дешифрования на секретных чатах. Они генерируются на мобильных устройствах и хранятся на них», — сказал Динзе.
20 марта 2018 года Верховный суд отказался удовлетворить иск компании Telegram Messenger LLP, в котором та требовала признать недействующим приказ ФСБ о передаче ключей шифрования сообщений пользователей мессенджеров. По мнению суда, передача ключей не противоречит конституционному праву граждан на тайну переписки.После этого Роскомнадзор дал мессенджеру 15 дней на то, чтобы предоставить ключи шифрования ФСБ.
6 апреля истек установленный срок в 15 дней, Роскомнадзор подал иск с требованием заблокировать Telegram на территории России. В ответ Павел Дуров заявил, что угрозы блокировки не принесут плодов, а Telegram будет отстаивать свободу и неприкосновенность частной жизни.
12 апреля Таганский суд назначил рассмотрение по существу иска о блокировке Telegram на 13 апреля.
Ваш браузер не поддерживает вставку видео