Закрытый допрос генерала Феоктистова по делу Улюкаева. Как это было
Замоскворецкий суд Москвы в закрытом режиме допросил генерала ФСБ Олега Феоктистова по делу бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, обвиняемого в получении взятки в размере $2 млн. РБК следил за происходившим в суде в режиме текстовой трансляции.
Журналисты успели задать Феоктистову несколько вопросов, но ответил он только на один.
— Вы хорошо спите по ночам?
— Великолепно.
Есть ощущение, что допрос заканчивается. Журналисты заняли позиции, как и два пристава, вставшие у двери.
Секретарь суда вышел из зала и потом вернулся туда. Следом в зал зашел уже хорошо нам знакомый офицер ФСИН.
Феоктистов с Улюкаевым, судья, пара прокуроров и четверо адвокатов внутри.
До августа 2016 года Феоктистов работал в ФСБ, на момент задержания Улюкаева он занимал должность начальника службы безопасности «Роснефти», а в марте 2017 года глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что Феоктистов покинул компанию.
На заседании суда, прошедшем 5 сентября, прокуроры зачитывали материалы дела, среди которых было письменное заявление Феоктистова о требовании Улюкаевым взятки, датированное 27 октября 2016 года. В нем генерал ФСБ сообщил, что получил информацию от главы «Роснефти» Игоря Сечина о том, что Улюкаев потребовал взятку в размере $2 млн, в противном случае он пригрозил компании «значительными финансовыми потерями».
Наш корреспондент отмечает генеральскую выправку Феоктистова. Это одна из немногих вещей, которые мы можем отметить, будучи лишенными возможности присутствовать при его допросе.
О том, что сейчас происходит в зале суда, мы с уверенностью можем утверждать только одно — Феоктистов дает показания в белой рубашке и строгом костюме.
Итак, пресса не сможет присутствовать при допросе одного из двух важнейших свидетелей со стороны обвинения — это главная новость на сегодня.
Пресса пререкается с приставом.
— Сколько раз вам сказать, чтобы вы спустились на первый этаж?
— Мы потом в зал не сможем подняться.
— У вас ноги отнимутся?
«УПК содержит закрытый перечень оснований для закрытия процесса. В данном случае их не наблюдается. Гостайны или засекреченных документов в деле нет», — говорит адвокат Бурковская. «Ну и даже на момент операции Феоктистов не был сотрудником ФСБ», — добавляет адвокат Каштанова.
Квеидзе тоже соглашается, что гособвинение не представило никаких обстоятельств, могущих быть причиной закрытия заседания. «Это было бы безобразным нарушением принципа гласности судопроизводства», — говорит адвокат.
Улюкаев сегодня в хорошем настроении. Журналисты, которых сегодня очень много, обращаются к адвокату Тимофею Гридневу:
— Тимофей Владимирович, а ведь вы можете спросить у Алексея Валентиновича, почему он так сильно задержался, и рассказать нам?
— Я-то могу, но не буду, — отвечает Гриднев.
Улюкаев заходит в зал, здоровается с присутствующими, зал отвечает ему хором. Журналисты просят его показать электронный браслет.
— А чем вы занимаетесь дома?
— Без комментариев, — встревает пристав.
— Но браслет-то можно показать? — говорит пресса. Улюкаев не показывает.
Также Калугин во время допроса сообщил, что получил указание задержать машину экс-министра возле офиса «Роснефти» от своего руководителя, главы управления «К» ФСБ Ивана Ткачева. Кроме этого он рассказал, что подготовка к «оперативному эксперименту» по передаче Улюкаеву чемодана с деньгами велась с конца октября 2016 года.
Сотрудник ФСБ Алексей Калугин, выступивший в качестве свидетеля на последнем заседании, показал суду, что Улюкаев не был задержан во дворе штаб-квартиры «Роснефти», а вместе с сотрудниками ФСБ добровольно отправился в Следственный комитет. «Мы пригласили его, и он приехал туда даже на своей машине», — рассказал он. Калугин подчеркнул, что сотрудник ФСБ действительно присутствовал в машине с Улюкаевым для обеспечения его безопасности. На вопрос адвоката экс-министра Тимофея Гриднева, что могло угрожать Улюкаеву, свидетель ответил: «Мало ли. Москва, ночь».
Краткое содержание предыдущих дней процесса:
1 сентября. Первыми на процессе свои показания дали директор департамента по взаимоотношению с инвесторами «Роснефти» Андрей Баранов и начальник департамента корпоративного управления Минэкономразвития Оксана Тарасенко.
5 сентября. Суд допросил одного свидетеля — ведущего советника департамента корпоративного управления Минэкономразвития Юлию Москвитину. После этого, несмотря на протесты защиты, суд перешел к изучению материалов дела. Наибольший интерес вызвали стенограммы телефонных разговоров и прослушки Улюкаева, которые были зачитаны прокурором.
7 сентября. Были допрошены начальник управления имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций Росимущества Евгений Столяров и водитель Улюкаева Илья Макаров. Последний подробно описал момент задержания министра сотрудниками ФСБ.
11 сентября. В суде выступили глава Росимущества Дмитрий Пристансков, гендиректор банка «ВТБ Капитал» Алексей Яковицкий, а также, и это было очень неожиданно, спецкорреспондент Life Александр Юнашев, рассказавший суду о том, как Сечин и Улюкаев играли в бильярд в Индии.
13 сентября. В суде выступили главный специалист-эксперт Федеральной антимонопольной службы Ирина Дютина и менеджер службы безопасности «Роснефти» Вадим Деревягин.
18 сентября. Об обстоятельствах задержания Улюкаева суду рассказал сотрудник ФСБ Алексей Калугин.