Дело Улюкаева, 27 ноя 2017, 10:30

Алексей Улюкаев дал показания в суде. Как это было

Читать в полной версии
Замоскворецкий суд Москвы допросил бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, обвиняемого в получении взятки в размере $2 млн. РБК следил за заседанием в режиме текстовой трансляции
Фото: Олег Яковлев / РБК
27.11 15:30
Мы на этом заканчиваем, спасибо всем, кто сегодня был с нами!
27.11 15:26
Итак, следующее заседание начнется 28 ноября в 11:00 мск.
27.11 15:25
Суд откладывает процесс на завтра. Защитники говорят журналистам, что та стадия, на которой логично было бы допросить Сечина, уже прошла.  
27.11 15:24
«Могу успокоить защиту. Ничего такого, с чем вы не знакомы, не будет. Мы допросим эксперта, который провел психолого-лингвистическую экспертизу», — говорит прокурор.
27.11 15:21

Это означает, что мы переходим к следующей стадии процесса — дополнениям к судебному следствию.

Непорожный говорит, что они у него есть. «Половины дня нам будет достаточно. Представим на следующем заседании», — говорит он. А Гриднев требует сделать это сегодня. «Если вы не готовы сегодня, то не готовы вообще», — говорит он, обращаясь к Непорожному.

27.11 15:19
Гриднев объявляет, что защита закончила представлять доказательства.
27.11 15:16

«Кстати, после моего ареста цена продажи пакета «Роснефти» была снижена на 18 млрд руб. Весь синергетический эффект растворился», — напоминает Улюкаев. Напомним, что эти потерянные 18 млрд руб. «Роснефтегаз» доплатил в бюджет в виде дополнительных дивидендов.

На этом его допрос заканчивается.

27.11 15:12

— Есть еще один вопрос, он меня волнует. Скажите, а почему вы не поблагодарили Сечина за подарок с вином? Вы считаете, это деликатно?

— Холодно было, не успел просто, не знаю, — бурчит в ответ Улюкаев.

— Как не успели? Вы же потом еще 15 минут с ним общались?

Улюкаев отвечает, что уже не помнит.

27.11 15:12
«А все-таки почему вы решили, что там вино?» — этот вопрос в разных вариациях Непорожный задает Улюкаеву уже примерно в десятый раз.
27.11 15:11

Кстати, в зале рядом со столом гособвинителей сидят двое в штатском: мужчина в фиолетовом и женщина в клетчатом костюме. В перерыве они шепотом пояснили интересующимся, что являются сотрудниками Генпрокуратуры, но о цели своего визита в суд не сказали ничего.

27.11 15:08

Еще Непорожному интересно, когда раньше и при каких условиях Улюкаев получал от Сечина хорошее спиртное. «Я должен отвечать на это?» — справляется Улюкаев у судьи. «Нет, вопрос снимается. Это не относится к делу», — говорит Семенова.

«Но 15-килограммовые сумки вам когда-нибудь еще Сечин передавал?» — справшивает прокурор у Улюкаева. Судья снова снимает вопрос.

27.11 15:07
У нас пошел уже пятый час заседания.
27.11 15:05
Непорожный сегодня очень дотошен. Например, он настойчиво интересуется, почему при звонке Сечина 14 ноября Улюкаев подумал, что планируется обсудить кандидатуры в совет директоров «Роснефти», хотя об этих кандидатурах они в Гоа не говорили.
27.11 15:03

— «Требование взятки было бы нелепо, так как с момента закрытия сделки прошло более месяца», — говорится у вас в показаниях. А почему нелепо? — спрашивает прокурор.

— Потому что он уже не мог повлиять на эту сделку! — вмешивается разгоряченный адвокат Гриднев, добавляя, что «мы уже в пятый раз отвечаем на этот вопрос».

27.11 15:03

— В Гоа вы сказали Сечину, что обеспокоены: до срока приватизации «Роснефти» меньше двух месяцев, а «все необходимые вопросы не решены». Что вы имели в виду?

— Вообще-то я имел в виду подбор инвесторов и сроки заключения сделки, — поясняет Улюкаев.

Адвокат Лариса Каштанова не впервые за время заседания встает и заявляет протест на действия Непорожного: по ее мнению, гособвинитель не задает вопросы, а комментирует реплики Улюкаева. Судья Семенова удовлетворяет протест.

27.11 14:58

— Формулировка «проработать вопрос исходя из нецелесообразности [участия госкомпаний]» появилась в поручении правительства только в связи с обращением «Роснефти» к президенту?

— Насколько я понимаю, да.

27.11 14:57
«Роснефть», безусловно, вправе обращаться к президенту. Просто непонятно, зачем привлекать главу государства к выбору инвестора», — говорит Улюкаев.
27.11 14:56

Улюкаев вновь поднимается на трибуну. «Давали такие показания?» — «Да». — «Подтверждаете?» — «Да».

— Расскажите об обращении «Роснефти» к президенту. Оно было чем-то неординарным или все-таки такие обращения направляли все?

— У каждой компании было свое содержание обращений. Например, одна из компаний просила изменить критерии подбора инвестора. А «Роснефть» прямо просила включить ее в число инвесторов.

27.11 14:51

— Вы интересовались у Сечина содержимым сумки?

— Нет.

— А почему?

— Это было бы неделикатно, к тому же сумка была закрыта на ключ. Сечин неоднократно привозил мне сувениры в виде часов и макетов нефтяных вышек. В данном случае я думал, что в сумке дорогое вино, — приводится в протоколе разговор Улюкаева со следователем.

27.11 14:46

Непорожный выделяет голосом то, что он, по всей видимости, считает расхождением: следствию Улюкаев сказал, что министерство было вправе инициировать установление дополнительных ограничений на участие в сделке, но обычная практика такова, что такие поправки готовятся по поручению правительства.

Чуть ранее Улюкаев сказал суду, что министерство само по себе не уполномочено устанавливать дополнительные ограничения.

27.11 14:44

«Я не искал встречи с Сечиным после возвращения из Гоа. Это он выманил меня на встречу, чтобы спровоцировать», — говорится в протоколе.

В разговоре со следователем Улюкаев обращал внимание, что сумка была закрыта на замок, чтобы он не смог заглянуть в нее прямо на месте. «Торопливость действий Сечина должна была скрыть от меня их провокативный характер», — говорил экс-министр.

27.11 14:42
Улюкаев указывал следствию на дружелюбное настроение и отношение Сечина при личном общении. «Когда он звал меня в офис «Роснефти», то обещал мне показать центральное диспетчерское управление — место, которое не каждому доводится увидеть», — говорил он следователю. Передачу ему сумки, в которой, по его мнению, находилось вино, Улюкаев трактовал как «жест гостеприимства и дружелюбия».  
27.11 14:41
«Требование взятки с моей стороны было бы по меньшей мере нелепо, так как сделка уже была закрыта», — отмечается в протоколе.
27.11 14:41

Непорожный зачитывает кусок про игру на бильярде: никаких расхождений с показаниями Улюкаева, которые он сам дал суду только что, вроде бы не наблюдается.

«Сечин обещал, что угостит меня вином, которого я никогда не пробовал. И тут я высказал беспокойство тем, как готовится сделка по приватизации «Роснефти». Мы договорились о встрече в Москве, чтобы обсудить этот вопрос, как только будет удобно», — рассказывал Улюкаев следствию.

27.11 14:35

Непорожный зачитывает фрагменты показаний Улюкаева, начиная с места, в котором Улюкаев говорит об обращениях различных компаний к властям с просьбой включить их в число претендентов на пакет «Башнефти», из чего следует, что в обращении Сечина к Путину не было ничего странного.

«Сечин указывает, что я изменил свое мнение о возможности участия «Роснефти» в сделке ради вознаграждения. На самом деле я считал, считаю и буду считать, что ее участие нецелесообразно», — говорится в протоколе допроса Улюкаева.

27.11 14:31
Адвокаты Каштанова и Квеидзе согласны с коллегой, однако судья Семенова занимает сторону прокурора, разрешая огласить показания Улюкаева. «Алексей Валентинович, послушайте, пожалуйста, ваши показания на следствии. 29 июня, 10:20», — начинает Непорожный.
27.11 14:28
Улюкаев не возражает. Адвокат Гриднев поочередно возражает на каждое названное гособвинителем противоречие, называя их мнимыми и несущественными.
27.11 14:27
Прокурор просит огласить показания Улюкаева «в связи с существенными противоречиями». Например, следствию Улюкаев рассказывал, что тоже дарил Сечину алкоголь, а также что сразу сказал оперативникам, что в сумке находится вино.
27.11 14:25

Непорожный ходатайствует об оглашении показаний Улюкаева, данных им на следствии.

27.11 14:24
На этом обвинитель заканчивает допрос и говорит, что с его стороны будет ходатайство.
27.11 14:23

«А вы докладывали в правительство? Вы же контролировали сделку. Писали им, что мол осталось два месяца, один месяц, 29 дней, а Сечин все не звонит и не пишет?» — спрашивает прокурор. «Календарь у них есть. Такие письма выглядели бы странно». — отвечает Улюкаев.

27.11 14:22

Непорожный спрашивает про разговор Улюкаева с Сечиным в Гоа.

— В Индии, как я понял, вы сами инициировали разговор о приватизации «Роснефти»?

— Разговор был очень короткий и спонтанный. После обмена любезностями именно я спросил про нашу общую задачу.

— А потом вы сказали, что месяц не общались с Сечиным, а потом он сам вам позвонил. Хотя у вас было поручение от президента. С чем это связано?

— Я исходил из того, что Сечин напрямую выполняет поручения, а также понимал, что у него был напряженный график. Да и у меня график был непростой, я надеялся, что он все выполнит.

— То есть вы полагались на Сечина?

— Да.

27.11 14:18

— В этом поручении было сформулировано, в чем заключаются функции министерства?

— Нет. Там же было поручено обеспечить контроль за продажей.

— Ну и как вы его выполняли?

— Отправляли в правительство доклады на основе отчетов банка Intesa, который был агентом по приватизации. Мы фактически брали их доклады, писали сопроводительное письмо и отправляли в правительство. Вроде бы таких докладов было два.

27.11 14:15
— Вы говорили, что поручение о приватизации «Роснефти» были даны Сечину и вам, расскажите подробнее, когда это произошло? ​ — В мае-июне 2016 года. ​Более подробно вспомнить не могу. Было поручение организовать продажу 19,5% акций «Роснефти» и оказать содействие в этом деле Сечину.
27.11 14:14
Непорожный уточняет, не было ли в письме Сечина описания синергетического эффекта, важности покупки пакета «Башнефти» именно «Роснефтью» именно в связи с будущей сделкой по приватизации «Роснефти». «Там были общие слова и голословные утверждения». — отвечает Улюкаев.
27.11 14:12

«Тут речь шла не о просто сложении активов, а именно о синергии: качество переработки и добычи улучшилось бы, так как «Роснефть» могла бы снизить издержки», — говорит Улюкаев.

— А до сентября, когда был подготовлен доклад, вы про такой эффект от сделки не знали?

— Нет.

— Когда вы впервые увидели письмо Сечина президенту?

— Вместе с поручением правительства в июне 2016 года.  

27.11 14:08

— Вы готовили доклад в правительство о том, что необходимо дать согласие на совершение сделки, чтобы потом выгоднее продать акции самой «Роснефти»?

— Да, мы основывались на заключении «ВТБ Капитала», который, в свою очередь, базировался на оценке «Роснефти».  

27.11 14:06

— А почему вы не обратились в правительство с предложением изменить законодательство так, чтобы сделка не состоялась?

— Я писал в докладе, что возможность запретить «Роснефти» участие в приватизации есть, для этого правительство должно принять соответствующий нормативный акт. Правительство могло поддержать это предложение и дать поручение его подготовить. Но так этого и не сделало.

27.11 14:03
«Правильно ли я понял, что вы как специалист считали, что «Роснефть» не должна покупать «Башнефть», но подчинились законодательству и не препятствовали совершению сделки?» — спрашивает Непорожный. Улюкаев отвечает утвердительно.
27.11 14:02

«Давайте тогда сразу закроем этот вопрос. Почему, несмотря на то что эти цели не достигаются, вы написали в правительство доклад о том, что «Роснефть» вправе купить «Башнефть», — спрашивает Непорожный. Улюкаев отвечает, что он руководствовался законодательством.

Непорожный снова просит Улюкаева говорить громче. Экс-министр отвечает, что делает все возможное, но это не так просто. «Когда Улюкаев отвечал на вопросы защиты, я все слышал», — говорит прокурор, после этих слов судья также просит Улюкаева говорить громче.

27.11 13:59
«Задача приватизации — способствовать изменению формы собственности. Государство преследует две цели: формирование соответствующих экономических отношений в отрасли и получение фискального, то есть бюджетного, эффекта», — объясняет Улюкаев.  
27.11 13:58

— А почему вы считаете, что покупка «Роснефтью» «Башнефти» причинила бы вред экономике страны?

— Перехода из одной формы собственности в другую в экономическом смысле не происходит: обе компании находятся в госсобственности.  

27.11 13:57

— А в чем проблема отправить письмо с мнением о таком важном деле, не дожидаясь вопроса правительства?

— Есть порядок работы по совершению приватизационных сделок, он описан в приказе Минэкономразвития.

— А общего документа нет?

— Конечно, общего документа, который запрещал бы министерству писать в правительство, нет.

— А вы вообще отправляли такие письма в правительство во время работы?

— Не припомню.

27.11 13:55

— А вы могли самостоятельно просто направить письмо в правительство с такой важной точкой зрения?

— С теоретической точки зрения, конечно, да. Но мы придерживаемся регламента.

27.11 13:54
Обвинитель спрашивает, какие законодательные рамки мешали Улюкаеву высказывать свои мысли. Тот отвечает, что эта процедура очень формализована.
27.11 13:53

— Почему вы ни в одном из докладов в правительство не изложили свою позицию о том, что «Роснефть» — это ненадлежащих покупатель?

— Есть порядок работы правительства. Исходный доклад готовит агент правительства, а Минэк лишь дает оценку докладу агента. С моей точки зрения самодеятельность, то есть высказывание позиции, которая выходит за законодательные рамки, была неуместной.  

27.11 13:52

Прокурор Непорожный часто предваряет свои вопросы фразой: «Очень давно хотел у вас спросить».

27.11 13:51
Кстати, прокурор Филипчук ушел с заседания, его стул рядом с Непорожным пустует. Все потому, что через час Верховный суд продолжит рассмотрение апелляции на приговор генералу МВД Денису Сугробову и его подчиненным. Филипчук участвует в процессе также в качестве гособвинителя.
27.11 13:50

Непорожный просит Улюкаева отвечать погромче. «У меня некоторые проблемы с полостью рта, но я постараюсь», — отвечает экс-министр.

— Вы как специалист сделали вывод о том, что «Роснефть» — ненадлежащих покупатель. А СМИ вас спрашивали как специалиста или как министра?

— Я высказывал свою позицию как специалист.

— Как вас расшифровывали СМИ? Как министра или специалиста в экономике?

— Не помню, — говорит Улюкаев.

— А почему вы вообще давали такие комментарии, надлежащий или нет [«Роснефть» покупатель], если в августе уже вовсю действовал агент по приватизации «ВТБ Капитал», который должен был это оценивать?

— Я просто отвечал на вопрос журналистов.

27.11 13:44

— Я прошу вас вспомнить ваше интервью, когда вы сказали, что «Роснефть» не является надлежащим покупателем. Кому вы дали такое интервью?

— Ну, это было не одно СМИ. Я сказал это на саммите в Лаосе, там были агентства.

27.11 13:44

— У вас никаких конфликтов с Сечиным не было? Долговых обязательств, взаимных обид?

— Нет. Отношения были ровные, деловые.

27.11 13:42
Непорожный спрашивает, принимал ли Улюкаев, находясь в должности министра, когда-либо еще участие в аналогичных крупных сделках с участием «Роснефти». «Нет, это была единственная», — говорит Улюкаев.
27.11 13:42

— Какие-то праздники на даче, дома, на работе, дни рождения отмечали вместе?

— Нет. Только на официальные мероприятия ходили вместе по случаю государственных праздников.

— А подарки вы дарили ему?

— По случаю праздников со стороны Сечина направлялись корзиночки. В отличие от сумок они обычно именно посылались. Со своей стороны могу сказать, что я просто его поздравлял. Отправлял открытки.

27.11 13:40
Теперь допрос ведет прокурор Непорожный: «Вы ничего не рассказали о своих отношениях с Сечиным. Когда вы познакомились?» «Примерно в 2000–2002 году. Отношения... Служебные, я бы сказал», — отвечает Улюкаев.
27.11 13:39
Суд возвращается, мы сейчас продолжим.
27.11 13:12
Гриднев завершает допрос, и после того как еще один адвокат Дариджан Квеидзе задала несколько уточняющих вопросов, судья объявила перерыв на 10 минут.
27.11 13:06

Адвокат Гриднев задает формальные вопросы от образовании, опыте работы и судимости Улюкаева, он кратко отвечает.

— Кто находится у вас на иждивении?

— Пожилые родители 1931 и 1932 годов рождения, жена, дети 2005 и 2010 года рождения.

27.11 13:04

«В первый раз я встретился со своим защитником только около 9 утра, когда в Следственный комитет прибыла адвокат Каштанова Лариса Владимировна», — говорит Улюкаев.

27.11 13:03
«Только утром я смог позвонить жене и попросить об адвокате. Дальше меня допросили уже в качестве подозреваемого. Адвокат к тому моменту еще не прибыл», — продолжает Улюкаев.
27.11 13:02
«Около 4–5 часов утра этот следователь сообщил мне, что я задержан, и начал составлять протокол. Воспользоваться телефоном и позвать адвоката мне на начальном этапе не дали, сделать это я смог только после составления протокола», — говорит экс-министр.
27.11 13:01
«Я решил, что раз не совершал ничего противоправного, то могу ответить на вопросы и сам», — говорит Улюкаев. По его словам, около часа ночи его привезли в Следственный комитет на допрос к следователю Видюкову.
27.11 13:00
Улюкаев говорит, что не мог свободно перемещаться по офису «Роснефти». «Даже когда я попросился в туалет, меня сопровождал сотрудник ФСБ. О праве обратиться к адвокату мне не сказали», — говорит он.
27.11 12:59
«Когда из сумки извлекли купюры в полиэтиленовых пакетах, я понял, что этот визит к Сечину был заранее спланированной провокацией против меня», — продолжает Улюкаев.
27.11 12:57
«Сначала я в шоке сказал, что не знаю, что в сумке. Когда прошло несколько часов и я успокоился, уже в помещении «Роснефти» я предположил, что там те самые коробки с вином», — говорит он. По словам Улюкаева, оперативники попросили его открыть сумку своим ключом, но тот не сразу понял, о чем речь.  
27.11 12:57
По словам Улюкаева, первоначально в связи шоком он сказал, что не знает, что находится в сумке, а потом вспомнил, что там, очевидно, было вино.  
27.11 12:56

Гриднев задает вопросы о том, все ли права Улюкаева были соблюдены.

— У вас смывы с рук взяли добровольно?

— С самого начала задержания ни о какой добровольности речь не шла. Я не мог аргументированно воспрепятствовать этой деятельности.

27.11 12:55
После описываемых событий Улюкаев был задержан. Он вспоминает, что в этом участвовало не менее десятка сотрудников ФСБ. Протокола не велось, никаких пояснений ни ему, ни водителю не давали. «Протокол не велся, была видеофиксация», — рассказывает он.  
27.11 12:54
​«Раньше я у Сечина никогда не был, только он у меня бывал пару раз», — уточняет Улюкаев.
27.11 12:53
«Сечин периодически сам заезжал в Минэк, дарил то часы, то макет нефтяной вышки», — отвечает Улюкаев на вопрос Гриднева о том, насколько часто Сечин дарил ему подарки.
27.11 12:52
«Я подумал, что подарить такую корзинку — норма делового этикета с точки зрения исполнительного директора «Роснефти», — говорит он.
27.11 12:52
«Мы обсуждали приватизацию «Роснефти». Сечин показал мне буклет компании и к моему удивлению сказал, что заинтересованности у потенциальных инвесторов именно в покупке акции нет, но они готовы кредитовать сделку в полном объеме. И только мы стали обсуждать приватизационную часть, как Сечин начал заканчивать встречу, она оказалась скомканной. Он не показал мне компанию, стал провожать, и тут появилась корзинка, завернутая в полиэтилен, из которой торчали какие-то изделия», — рассказывает Улюкаев.
27.11 12:51
«Когда Сечин указал мне на массивную сумку, я вспомнил его фразу о вине, которого я никогда в жизни не пробовал. Он провел меня в кабинет. Я удивился, какая это небольшая комната», — Улюкаев продолжает очень спокойно описывать события, которые произошли 14 ноября 2016 года.
27.11 12:49

Улюкаев пересказывает разговор, который мы уже не раз слышали.

«Его высказывания про поручение вполне укладывалось в то, о чем мы говорили на Гоа. Я однозначно воспринимал его как поручение президента, связанное с приватизацией «Роснефти». ​Что касается собирания объемов — для меня было очевидно, что речь идет о привлечении «Роснефтью» денег на баланс для выкупа акций — об этом говорил Путин там же на Гоа. Слово «объем», как я считал, относится к фондированию сделки и сборе $10 млрд», — говорит он.

27.11 12:47
«Я подъехал в офис «Роснефти», было не темно, но сумеречно, довольно холодно. Я был только в деловом костюме, а Сечин был как раз одет не по деловому. Он встретил меня, отвел под елку, вручил сумку, сказал про объемы и поручения, предложил пойти пить чай», — рассказывает Улюкаев.  
27.11 12:46

По словам Улюкаева, до 14 ноября 2016 года никакой коммуникации с Сечиным у него не было, а в этот день глава «Роснефти» настойчиво попросил его приехать в офис компании в предложенное им время. «Мне это было неудобно, у меня было назначено совещание, но в конце концов я согласился», — говорит он.

27.11 12:44
«Такие показания Сечина свидетельствуют об их ложном характере и цели меня оговорить», — говорит Улюкаев.
27.11 12:44

— Сечин говорит, что вы вымогали у него взятку.

— Я категорически это отрицаю. Нигде и никогда я не требовал от него никакую взятку.

— Он указывает, что вы еще и угрожали ему отрицательным заключением.

— Я не мог создать ему такого рода препятствия. «Роснефть» занимается энергетикой, подготовка любого — отрицательного или положительного — заключения была бы выходом за пределы нашей компетенции.

27.11 12:42
«Мы договорились о том, что надо обсудить ситуацию с приватизацией «Роснефти». Оставалось всего два месяца до дедлайна, и я был обеспокоен: у Минэка не было никакой информации о приватизации. Мы договорились встретиться в Москве в удобное для нас обоих время», — говорит Улюкаев.
27.11 12:40

«После этого мы перешли к обсуждению приватизации уже «Роснефти». У нас было крайне мало информации о ее ходе. Весь разговор занял минуты две», — говорит Улюкаев.

— Костин это все слышал?

— Сомневаюсь. Зал был большой, в нем находились человек 30, стоял определенный шум.

27.11 12:39

В своем рассказе экс-министр подходит к самому главному. «У нас состоялся короткий разговор. Сечин сказал, что мы хорошо поработали с подготовкой этой сделки и я должен достойно отметить. Он покрутил «дырочку» в моем пиджаке, намекая на представление к госнаграде. «Я тебя угощу таким вином, какого ты никогда не пробовал. Ты заслужил его за хорошую работу», — говорит он.

27.11 12:38
«Как правило, между такими переговорами есть паузы. Мы изучали с коллегами документы, затем я заметил бильярдные столы, а возле них Костина и Сечина. Я подошел, чтобы поприветствовать коллег», — рассказывает Улюкаев.
27.11 12:35

— У вас были разговоры с Сечиным в процессе сделки?

— Нет. Все наши коммуникации основывались на обычной служебной переписке. В первый раз мы обсуждали этот вопрос 15 октября в Индии, на саммите БРИКС, в лобби отеля между двумя встречами с участием российской делегации.

27.11 12:33
«10 октября было подписано постановление об отчуждении акций «Башнефти» у государства. Вскоре все 329 млрд поступили на счет государства», — продолжает он.
27.11 12:33
«С августа вопрос участия «Роснефти» в сделке был практически решен. С этого времени сделка рассматривалась всеми именно с точки зрения максимального пополнения бюджета. После сделки капитализация «Роснефти» должна была вырасти, что увеличило бы ее привлекательность для инвесторов», — говорит экс-министр.
27.11 12:32
«Агент рекомендовал заключить договор. Я направил в правительство доклад, где, в частности, указал, что приватизация «Башнефти» именно «Роснефтью» принесет большую выгоду государству, поскольку «Роснефть» и сама находится в процессе приватизации», — говорит Улюкаев.
27.11 12:30

— Когда и как было принято решение о покупке «Башнефти» «Роснефтью»?

— 30 сентября [2016 года] было совещание с целью определить заинтересованные компании. В нем участвовали представители агента — «ВТБ Капитала». И они заявили, что юридически обязывающее предложение только одно. Это предложение «Роснефти» на 329 млрд руб., что означало существенную премию для государства. 

27.11 12:28
«После нашего доклада Медведев выступил с поручением дополнительно проработать сделку, имея в виду стратегию развития «Башнефти». Это нельзя было рассматривать как приостановление выполнения сделки», — продолжает Улюкаев.
27.11 12:27

Гриднев спрашивает, мог ли Улюкаев инициировать постановление правительства о дополнительных ограничениях для «Роснефти». Экс-министр отвечает, что мог, но заданий подобного рода не давал.

— Минэкономразвития могло отменить или приостановить сделку?

— Нет, таких полномочий у нас не было. Такое могло произойти только по постановлению правительства.

27.11 12:25

— Вы выступали в СМИ с мнением, что участие «Роснефти» в приватизации «Башнефти» нецелесообразно?

— Да, я считал и сейчас считаю, что «Роснефть» не должна участвовать в приватизации госкомпаний, поскольку пусть не прямо, но косвенно контролируется государством. Это не соответствует самому духу приватизации. Такое же мнение высказывали Дворкович, Шувалов, Новак. Но одно дело — мое мнение как экономиста, другое — моя позиция как руководителя ведомства, ответственного за эту процедуру.

27.11 12:22

— Какого рода изменения вы вносили в проект заключения? — спрашивает Гриднев.

— Я как руководитель ведомства имею право вносить стилистические и сущностные правки в документы, поскольку несу полную ответственность за решения ведомства. В данном случае была редакторская правка, а также я исключил несколько абзацев, так как они выходили за рамки постановления правительства, — отвечает экс-министр.

27.11 12:21
Улюкаев говорит, что в Минэкономразвития изучили законодательство и пришли к выводу, что препятствий для участия «Роснефти» нет. «Это мы и сформулировали в своем заключении в августе», — продолжает он.
27.11 12:20
«Мы собрали заключения различных ведомств. В Минэнерго считали, что участие «Роснефти» нецелесообразно, в Росимуществе — что оно допустимо, поскольку в уставном капитале «Роснефти» меньше 1% акций принадлежат государству. Мы [в Минэкономразвития] склонялись к позиции Росимущества», — продолжает Улюкаев.
27.11 12:19

— Как вы узнали об обращении Сечина к президенту с просьбой посодействовать с включением в перечень инвесторов?

— Нам поступило поручение Дворковича проработать схему сделки с учетом нецелесообразности участия госкомпаний. Потом я узнал, что оно было продиктовано именно этим обращением Сечина к президенту. Смысл этого обращения я совершенно не понял: «Роснефть» была официально уведомлена, что включена в число инвесторов.

27.11 12:15
«На совещании я лишь высказал мнение, что участие иностранных агентов нежелательно, поскольку речь идет о стратегическом объекте», — добавляет Улюкаев.
27.11 12:15

Допрос ведет адвокат Тимофей Гриднев. «Каковы были критерии отбора потенциальных инвесторов?» — спрашивает он. Улюкаев отвечает, что их отбор был обязательством агентов.

27.11 12:14
«По договору с Минэкономразвития, заключенному в середине июля, «ВТБ Капитал» разослал предложения ряду крупных компаний. В качестве оценщика стоимости пакета «Башнефти» был привлечен Ernst & Young», — говорит Улюкаев.
27.11 12:13

— Каково было участие Минэкономразвития в приватизации «Башнефти»?

— В начале 2016 года президент провел совещание, на котором дал поручение подготовить приватизацию ряда госкомпаний. После этого мы начали подбирать агентов для сделки по приватизации «Башнефти», организовали тендер. «ВТБ Капитал» предложил наиболее выгодную цену, и 15 июня он был назначен агентом сделки.

27.11 12:11
Улюкаев просит у судьи разрешения пользоваться своими заметками. Кратко рассказывает, как был назначен министром и что входило в его обязанности.
27.11 12:10

Улюкаев выходит к кафедре.

— Вам понятно обвинение?

— Да, понятно.

— Вы признаете вину?

— Нет, не признаю.

27.11 12:09
Сейчас будет допрос Улюкаева.
27.11 12:08
Оснований для удовлетворения ходатайства в полном объеме и существенных нарушений УПК судья Лариса Семенова не нашла.  
27.11 12:07
Отказ. Дело не будет возвращено в прокуратуру.
27.11 12:05
Перерыв закончился. Судья оглашает постановление.
27.11 11:57
Ожидание затягивается — судья ушла в совещательную комнату уже полчаса назад, за это время ровным счетом ничего не произошло.
27.11 11:46

Ждем возвращения судьи. В комнате с белым потолком.

Фото: Алина Фадеева/РБК
27.11 11:26
Судья удалилась в совещательную комнату. Будем ждать ее решения.
27.11 11:25
«Это могло бы быть неплохим выступлением защиты в прениях сторон, но непонятно, зачем делать его ходатайством», — говорит прокурор Филипчук.
27.11 11:24
В зале снова стало душно.
27.11 11:24

Прокурор Непорожный ерничает: «Мы уже сбились со счету, какое это по счету ходатайство защиты о возвращении дела прокурору. Оснований для этого нет, а неявка всего одного свидетеля — это недостаточный повод».

Между тем, как ранее говорила Бурковская РБК, защита ходатайствовала о возвращении дела прокурору лишь однажды — на стадии предварительного следствия.

27.11 11:22

Адвокат Тимофей Гриднев поддерживает коллегу: «Мы практически закончили предоставлять доказательства, мы все прекрасно понимаем, что Сечин на процессе не появляется и в связи с так называемой напряженностью графика, видимо, и не появится».

По его словам, единственная возможность восполнить проблемы в уголовном деле — это отправить дело прокурору, чтобы он убедился, существует это преступление или не существует. «Закрывать лакуны в версии следствия — это не задача суда», — говорит Гриднев.

27.11 11:20

«Кроме того, несмотря на показания Сечина, это не Улюкаев искал с ним встречи, а именно Сечин пригласил того в «Роснефть», а Улюкаев неохотно согласился», — говорит Квеидзе

Таким образом, говорит она, в деле остаются неустановленными место, время и способы требования взятки. «Это существенные нарушения, из-за них Улюкаев не может реализовать в полной мере право на защиту», — говорит адвокат.  

27.11 11:19

Квеидзе напоминает о показаниях менеджера службы безопасности «Роснефти» Вадима Деревягина, который заявил, что встреча во время игры в бильярд была единственной у Улюкаева и Сечина во время саммита на Гоа, и никаких знаков со стороны экс-министра он на ней не увидел.

«В обвинительном заключении вообще не указан способ вымогательства взятки», — говорит Квеидзе. По ее словам, в стенограмме разговоров указаний на требование взятки тоже нет.

27.11 11:16
«Кроме того, в одной экспертизе в расшифровке разговора между Улюкаевым и Сечиным есть упоминание о Гоа, а в другой экспертизе, где также сделана расшифровка, — нет», — перечисляет Квеидзе нестыковки.
27.11 11:15

То есть защита говорит, что в разных материалах дела говорится о том, что Улюкаев потребовал взятку «то в конце октября, то в ноябре, то на саммите в Гоа, то в неустановленное время». При этом сама сделка была закрыта еще 10 октября.

27.11 11:14
«В сообщении о преступлении за подписью Феоктистова дата вообще не называется», — продолжает защитник.
27.11 11:14
«Как следует из формулировки обвинения, Улюкаев в октябре [2016 года] на Гоа потребовал от Сечина взятку, угрожая создавать препятствия законной деятельности «Роснефти». А в показаниях Калиниченко говорится, что 28 октября Улюкаев потребовал от Сечина $2 млн за покупку активов», — говорит Квеидзе.
27.11 11:11

Вслед за этим адвокат Квеидзе заявляет ходатайство о возвращении дела в прокуратуру — о намерении сделать это защита заявляла еще перед прошлым заседанием.

По ее мнению, обвинительное заключение составлено с нарушениями УПК. «Существенные нарушения закона допущены в досудебной стадии. В обвинительном заключении указаны место, время совершения преступления, они противоречат доказательствам, исследованным в процессе», — говорит адвокат.

27.11 11:09

Адвокат Сечина говорит, что ему нечего добавить к ранее данным показаниям: «На стадии следствия Сечин неоднократно давал исчерпывающие показания».

27.11 11:08
Адвокат Клён опять уведомил суд о напряженном графике Сечина, сообщил, что 27–28 ноября он находится в командировке в Риме. И еще раз напомнил, что рабочий график главы «Роснефти» определяется заблаговременно, включает в том числе мероприятия на международном уровне, и является обязательным. Ну и вновь напоминает о «росте напряженности» в этом графике до конца года.
27.11 11:06
Сегодняшнее заседание, как и предыдущее, начинается того, что судья зачитывает письмо адвоката Сечина.
27.11 11:03
Судья зашла в зал.
27.11 11:01

Защита и обвинение в сборе.

27.11 10:54

На вопрос РБК, почему Улюкаев в куртке, экс-министр ответил с улыбкой: «Год назад не было, а теперь есть». И снял куртку, посоветовав всем читать «Робинзона Крузо».

Фото: Алина Фадеева/РБК
27.11 10:53

Краткое содержание предыдущих дней процесса

1 сентября. Первыми на процессе свои показания дали директор департамента по взаимоотношению с инвесторами «Роснефти» Андрей Баранов и начальник департамента корпоративного управления Минэкономразвития Оксана Тарасенко.

5 сентября. Суд допросил одного свидетеля — ведущего советника департамента корпоративного управления Минэкономразвития Юлию Москвитину. После этого, несмотря на протесты защиты, суд перешел к изучению материалов дела. Наибольший интерес вызвали стенограммы телефонных разговоров и прослушки Улюкаева, которые были зачитаны прокурором.

7 сентября. Были допрошены начальник управления имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций Росимущества Евгений Столяров и водитель Улюкаева Илья Макаров. Последний подробно описал момент задержания министра сотрудниками ФСБ.

11 сентября. В суде выступили глава Росимущества Дмитрий Пристансков, гендиректор банка «ВТБ Капитал» Алексей Яковицкий, а также (и это было очень неожиданно) спецкорреспондент Life Александр Юнашев, рассказавший суду о том, как Сечин и Улюкаев играли в бильярд в Индии.

13 сентября. В суде выступили главный специалист-эксперт Федеральной антимонопольной службы Ирина Дютина и менеджер службы безопасности «Роснефти» Вадим Деревягин.

18 сентября. Об обстоятельствах задержания Улюкаева суду рассказал сотрудник ФСБ Алексей Калугин.

20 сентября. Суд допросил одного из ключевых свидетелей обвинения — генерала ФСБ Олега Феоктистова, на момент задержания Улюкаева занимавшего должность начальника службы безопасности «Роснефти». Допрос длился почти полтора часа, но ничего нового об обстоятельствах дела узнать не удалось, так как он был закрыт от общественности.

26 сентября, 2 октября, 3 октября и 5 октября. Суд изучал материалы дела.

12 октября. Обвинение показало в суде видеозаписи встречи Улюкаева и Сечина в офисе «Роснефти», а также обнародовало прослушку их переговоров.

8 ноября. Обвинение показало суду деньги — те самые $2 млн, в вымогательстве которых и обвиняют Улюкаева. Кроме того, прокуроры заявили, что закончили представлять свои доказательства, вызвав при этом на допрос главу «Роснефти» Игоря Сечина.

13 ноября. Игорь Сечин не явился в суд и был вызван на процесс повторно. Защита допросила троих свидетелей — первого замминистра энергетики Алексея Текслера, замдиректора департамента корпоративного управления Минэкономразвития? Ивана Безменова и ведущего советника департамента управления делами Минэка Сергея Волченкова.

15 ноября. Сечин не явился в суд во второй раз, после чего судья направила ему третью повестку. Защита не допросила ни одного свидетеля, но рассказала суду о плохом состоянии здоровья Улюкаева.

22 ноября. Сечин не пришел в третий раз, однако суд выписал ему четвертую повестку. На суде выступила эксперт Елена Галяшина, проанализировавшая заключение о содержании разговоров Сечина и Улюкаева, ее допрос длился два с половиной часа.

27.11 10:49

Улюкаев впервые пришел на заседание в куртке.

Фото: Алина Фадеева/РБК
27.11 10:49
Экс-министр уже в зале — немного рановато, хотя сегодняшнее заседание начинается на час позже обычного.
27.11 10:47

В связи со всеми этими событиями в зале сегодня снова ажиотаж.

Фото: Алина Фадеева/РБК
27.11 10:46

Защита Улюкаева заявила, что публикация выдержек из протоколов допросов Сечина «мешает и защите, и обвинению». «Честное слово, я хочу сказать, что мы, адвокаты, в некотором замешательстве. Я лично не могу понять, с какой целью и кто это делает. Это мешает и защите, и обвинению. Ну потому что все эти вопросы необходимо рассматривать в суде, а не в прессе», — сказала РБК адвокат Дариджан Квеидзе.

27.11 10:45

В «Роснефти» жестко отреагировали на публикацию материалов. «Это позор. Понятно было бы, если бы эти бумаги представляли из себя недоступный никому эксклюзив. Но это вброс или фабрикация, подлинность этих документов определить невозможно, ведь они судом еще не изучены», — сказал пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев.

27.11 10:44

Спустя день после заседания, на котором Сечину была выписана четвертая подряд повестка, на сайте русской службы Би-би-си появилось содержание протоколов допросов Сечина на стадии следствия — именно на их оглашении и настаивает представитель главы «Роснефти».

Как утверждает Би-би-си, на первом допросе Сечин не рассказал, при каких условиях Улюкаев, по его мнению, требовал у него взятку. Он сообщил только, что это случилось «в октябре-ноябре 2016 года». На следующем допросе, в январе, Сечин сообщил, что предполагаемое вымогательство взятки случилось 15 октября на саммите в Гоа, «в дневное время в здании отеля в ходе беседы» начал обсуждать приватизацию «Башнефти», а затем «попросил каким-либо образом отблагодарить его за положительное решение путем выплаты так называемой премии». Сделка по приватизации башкирской компании «Роснефтью» к тому моменту уже была одобрена правительством. Согласно приводимым в материале Би-би-си словам Сечина, Улюкаев на уточняющий вопрос о том, как понимать просьбу о «благодарности», показал два пальца, а затем устно уточнил, «что данный жест соответствует $2 млн».

27.11 10:41

Защита настаивает на том, что Улюкаев может быть допрошен только после того, как свои показания в суде даст сам Сечин.

27.11 10:39
Однако, несмотря на это, судья все же удовлетворила очередное ходатайство защиты и в четвертый раз направила повестку Сечину, обязав его явиться на сегодняшнее заседание.
27.11 10:37

На прошлом заседании мы в третий раз не дождались появления в суде главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина. На этот раз он через своего адвоката уведомил суд об уважительной причине неявки.

В начале слушаний судья Лариса Семенова зачитала текст письма защитника: «Адвокат пишет, что Сечин не может явиться в суд по уважительной причине. У него сложный, заранее согласованный график». Через своего адвоката он уведомил суд об уважительной причине неявки. В зачитанном судьей письме адвоката Сечина говорится, что до конца года у главы «Роснефти» «наблюдается усиление загруженности» графика и что он поддерживает показания, данные на стадии следствия, и не возражает против их оглашения в суде.

Третья неявка Сечина: как прошел 18-й день процесса по делу Улюкаева

27.11 10:30
Заседание должно начаться в 11:00 мск.
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать