Итоги расследования катастрофы MH17 в Донбассе. Онлайн-трансляция
Главное из заявлений российских производителей:
– российские РЛС обнаружили бы запуск, если его проводили бы из-под Снежного;
– эксперименты концерна «Алмаз-Антей» свидетельствуют, что во время пуска установка «Бук» находилась в районе Зарощинского;
– модель, на которой строился подготовленный Нидерландами технический отчет, не соответствует реальным повреждениям Boeing;
– голландские следователи почти не учитывали при расследовании предоставленные российской стороной данные.
Еще один вопрос по «Букам»: есть ли снаряды, упоминаемые в докладе «Алмаз-Антея», у Украины и России. У концерна есть данные только на 2005 год — тогда они у Киева были. Концерн обращает внимание, что JIT точно не говорит, о каком снаряде идет речь. «Алмаз-Антей» придерживается версии, что речь идет о 9М38.
Вопрос к Мещерякову: почему данные РЛС нашлись только на днях, как будто к объявлению предварительных итогов расследования, и когда их передадут JIT?
Данные передадут скоро, говорит Мещеряков, компетентные органы их уже получили. Теперь о первом вопросе. Те данные, которые демонстрировались ранее, были предоставлены Росавиацией Министерству обороны. Их взяли у Ростовского центра управления воздушным движением. Данные непосредственно с радиолокатора никто до недавнего времени не проверял.
В свою очередь сигналы с ракеты, которую запустили с другого направления, РЛС могли и не заметить.
Мещеряков рассказывает про российские радиолокационные системы. По его словам, если бы ракету запустили со стороны Снежного, то локатор бы увидел ее с вероятностью в 99%. Наблюдать снаряд можно было бы около 30 секунд, на экране появилось бы четыре отметки, в крайнем случае две. Тем не менее этого не произошло, что свидетельствует о том, что ракета из этой местности запущена не была.
«Теперь вы кратко ознакомлены с теорией обработки радиолокационного сигнала», — вот как охарактеризовал Мещеряков то, о чем он говорил только что около пяти минут. Воспроизвести это на письме довольно сложно.
По словам Малышевского, все вышесказанное подтверждает российскую версию, что снаряд выпускали из-под Зарощенского, а не Снежного, как утверждают голландские эксперты.
Представитель «Алмаз-Антея» говорит, что, чтобы убедить всех несогласных, был проведен натурный эксперимент — тогда заряд подорвали у фюзеляжа Ил-86. В итоге концерн пришел к выводу, что снаряд не мог двигаться к самолету встречным курсом, как в голландской модели.
«Алмаз-Антей» очень подробно останавливается на каждом снимке обломков, сопровождая выводы огромным количеством технических деталей. Главное, о чем говорит Малышевский: реальные повреждения Boeing расходятся с моделью голландских следователей, которые не стали учитывать те обломки, которые в эту модель не вписались.
В итоге, следователи пришли к выводу, что ракета летела встречным курсом, говорит «Алмаз-Антей». Концерн пошел другим путем — он проанализировал реальные осколки. Реальные повреждения не сходятся с моделью ожидаемых.
Итак, «Алмаз-Антей» и Лианозовский электромеханический завод начинают пресс-конференцию (почему-то с музыкальной паузы).
Ведомство считает, что для западных коллег превратилось в норму «самовольно назначать виновного и выдумывать желаемые результаты». «Международные следователи отстранили Москву от полноценного участия в следственном процессе, отведя нашим усилиям лишь второстепенную роль. Звучит как злая шутка, но Украину при этом они сделали полноправным членом ССГ, подарив ей возможность подделывать доказательства и оборачивать дело в свою пользу», — говорит официальный представитель ведомства Мария Захарова.
МИД также указывает, что доказательства JIT строятся на данных силовых ведомств Украины, которые являются заинтересованной стороной. Москва также говорит об игнорировании российских данных.
Долгожданная реакция Москвы! МИД России: «Россия разочарована тем, что ситуация вокруг расследования катастрофы «Боинга» не меняется. Выводы голландской прокуратуры подтверждают то, что следствие предвзято и политически мотивировано».
Человек с позывным Орион уже упоминался в связи с крушением Boeing. Андрей Иванович фигурировал в расследовании «Новой газеты», издание писало, что он якобы руководил транспортировкой «Бука».
JIT, в свою очередь, опубликовало запись телефонного разговора, на которой Дельфин и Орион обсуждают продвижение некоей колонны к Снежному.
Важным элементом доклада в Киеве считают сведения о маршруте, по которому «Бук» попал на Украину, а затем был вывезен с ее территории. Украинские власти считают, что это является доказательством причастности России к сбиванию самолета. МИД также предлагает трибунал под эгидой СБ ООН.
В докладе JIT о роли России в крушении самолета говорилось не слишком много. Следователи утверждают, что «Бук» был вывезен из России и после возвращен туда, однако не называют ответственных за его транспортировку. В расследовании также не упоминается, были ли российские власти осведомлены о передвижениях установки.
Через час после того, как закончилась пресс-конференция, пришла первая реакция Киева. МИД Украины назвал обнародование данных «важной вехой на пути к нашей общей конечной цели — привлечению к ответственности всех виновных в сбивании самолета».
«В ходе уголовного расследования были рассмотрены и отвергнуты все другие возможные версии причины этой ужасной трагедии. Этим положен конец всем попыткам России дискредитировать деятельность Объединенной следственной группы и результаты расследования через распространение искаженной или сфабрикованной информации», — заявили в ведомстве.
Первым из российских чиновников отреагировал Леонид Слуцкий — в Думе шестого созыва он был главой комитета по делам СНГ, в новом парламенте возглавит комитет по международными делам.
«Выводы рабочей группы по крушению малайзийского «Боинга» крайне политизированы. Я не верю ни в один из этих выводов», — считает депутат.
Итак, главные итоги доклада следователей JIT:
— Boeing777 был сбит из «Бука», который находился в районе Снежного
— «Бук» был привезен на территорию Украины из России. После пуска он вернулся на российскую территорию
— Следователи считают подозреваемыми в причастности к катастрофе 100 человек, их личности не раскрываются
— JIT пока не выяснила, был ли пуск, который привел к катастрофе, намеренным
— Сроки расследования продлены до 2018 года
Пресс-конференция закончилась. Все реконструкции, видео и фото, которые сегодня показали, опубликованы властями Нидерландов. Вот в этом видео полностью показан путь «Бука» к месту пуска и его обратная дорога, с фото- и видеодоказательствами.
Последний вопрос: журналисты спрашивают, когда общественность услышит имена подозреваемых. Следователи говорят, что это интересует и родственников погибших. Если в ближайшие три месяца будут получены важные сведения о том, что же произошло 17 июля, то расследование будет возможно завершить быстрее. Но никаких обещаний JIT дать не может.
ТАСС поинтересовался, довольна ли JIT уровнем кооперации с Россией. По словам следователей, Москве направляли несколько запросов, какие-то из них остались без ответа.
На данный момент речь идет только о подозреваемых. Следствие также пока не знают, действовал ли экипаж «Бука» по приказу или по собственной инициативе. В итоге, срок расследования продлили до начала 2018 года.
Теперь JIT переходит к ответственным за произошедшее. Следователям предстоит установить личности ста человек, которые причастны к запуску и транспортировке «Бука». Это и те, кто обслуживал установку, и те, кто сопровождал ее.
После запуска «Бук» был возвращен в Россию через Снежное, Дебальцево и Луганск. Перехваченные записи свидетельствуют о том, что 18 июля установка на тягаче уже покинула территорию Украины. Показывают еще один разговор ополченцев — о том, что запрошенный ими «Бук» вернулся в Россию.
Собравшимся также показывают разницу в фотографиях поля в районе Первомайского 16 и 18 июля. На втором снимке виден выжженный кусок земли. Фото от 17 июля нет, потому что в этот день было облачно.
В итоге JIT пришла к выводу, что «Бук» находился рядом с населенным пунктом Снежное. Доказывают это и работа на месте, и предоставленные США и Европейским космическим агентством данные.
Следователи проверили версию запуска из села Зарощенское — на ней настаивает Москва. Такого пуска JIT не обнаружила. Кроме того, ее представители говорят, что эту территорию также контролировали ополченцы.
В ходе пресс-конференции показывают видеореконструкцию пуска ракеты, а также кадры стендового испытания. Его проводили, чтобы понять, как взрыв снаряда влияет на находящиеся вблизи предметы.
Сейчас собравшимся показывают расшифровку телефонных разговоров, сделанных 16–17 июля. Слышно, как двое русскоязычных собеседников, предположительно сторонники ополченцев, обсуждают применение Киевом ВВС, а также прибытие «Бука».
Итак, на трибуну поднялся следующий выступающий. Сейчас он подробно говорит о ситуации в районе Донецка 27 июля 2014 года, когда и был сбит самолет.
Следователи не собираются сегодня озвучивать все, что им удалось узнать. По словам Вестербеке, JIT исключила две версии катастрофы — технической неисправности и террористической атаки внутри лайнера.
По словам Вестербеке, конечное решение о виновности тех или иных лиц будет принимать суд, однако он настаивает, что JIT очень внимательно отнеслась к сбору доказательств.
Итак, пресс-конференция началась. Сейчас главный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке напоминает, кто входит в JIT: это Нидерланды, Австралия, Малайзия, Бельгия и Украина.
За трансляцией пресс-конференции можно следить и на YouTube.
Представители следственной группы уже заняли свои места, пресс-конференция начнется в ближайшие минуты.