Эксперты высказались о повышении тарифов на проезд в Тамбовской области
С 1 декабря в городском общественном транспорте Тамбовской области ожидается плановый ежегодный пересмотр тарифов на проезд. Действующие тарифы в городских автобусах и троллейбусах областного центра (25 рублей — безналичная оплата, 27 рублей — наличная) не менялись с декабря 2023 года.
На основании предложений от администраций городов и расчетов перевозчиков региональный департамент цен и тарифов подготовил проект решения об изменении стоимости проезда на 2 руб. По информации 12 тамбовских перевозчиков себестоимость одной поездки на общественном транспорте составляет от 29 до 40 руб. При анализе документа были приняты во внимание расходы только в рамках инфляции.
«Анализ показал, что основным ценообразующим фактором при пересмотре стоимости проезда в автобусах является стоимость топлива, которая составляет более 40% в себестоимости. Основная часть общественного транспорта в настоящее время работает на газомоторном топливе, стоимость которого увеличилась на 23% за год», — пояснила директор департамента цен и тарифов Тамбовской области Светлана Варкова.
Для сравнения: в Тамбове стоимость проезда является одной из самых низких по России. Так, в Курске — 27 руб. по безналичной оплате, 33 руб. — при наличной оплате, в Смоленске — соответственно 28 и 30 руб., Липецке – 29 и 34 руб., в Рязани — 27 и 29 руб., в Воронеже — 31 и 33 руб.
«Безусловно, в условиях постоянного удорожания топлива, запчастей, сервисного обслуживания, необходимости индексации зарплат транспортников, уплаты налогов тарифы не могут быть заморожены. Иначе это негативно отразится на качестве обслуживания пассажиров, а самое главное — на безопасности», — считает председатель Общественной палаты Тамбовской области Владимир Пеньков.
«Иначе просто не выжить»
Среди важных факторов — необходимость повышения заработной платы водителям, которая в некоторых организациях не достигает минимально установленного размера. С 1 января 2025 года МРОТ повышается на 16%, до 22,4 тыс. руб. При этом в одном из самых крупных транспортных предприятий «Тамбовгортранс» среднемесячная заработная плата за первое полугодие 2024 года составила чуть больше 38,1 тыс. руб. Это значительно ниже средней зарплаты по региону — 51,3 тыс. руб.
Вместе с тем, по сравнению с 2023 годом произошло снижение пассажиропотока на автотранспорте на 5%. Причиной стало уменьшение количества рейсов из-за нехватки кадров.
Перевозки в городах Тамбовской области пока не субсидируются из регионального и городских бюджетов (кроме троллейбусов).
«Мы, как и многие другие в отрасли, в этом году особенно остро ощущаем увеличение стоимости топлива и других ГСМ, услуг страхования, что связано с обеспечением безопасности. Существенно подорожали запасные части и авторезина, необходимые для поддержания автобусов в нормативном состоянии. Мы чувствуем кадровый дефицит из-за низких зарплат водителей и ремонтников. Без пересмотра тарифов уже завтра управлять автобусами и ремонтировать их будет некому», — считает директор Моршанского АТП Илья Николотов.
Руководитель «Тамбовгортранс» Игорь Ярцев отмечает, что по экономическим расчетам предприятия тариф необходимо поднимать до 34-36 руб.
«Значительно подорожало газовое топливо, и планируется дальнейший рост его стоимости. Цена на запчасти увеличилась в разы. У нас нет возможности повысить зарплату работникам, поэтому дефицит кадров практически 50%. Поэтому без субсидий и повышения тарифов нам просто не выжить», — констатирует Ярцев.
В поисках баланса
Как отмечают эксперты, рост во многом обусловлен «нетамбовскими» факторами — систематическое удорожание ГСМ, запчастей и т.д. В этом вопросе, по их мнению, важно найти «золотую середину»: тарифы на проезд должны быть приемлемыми для населения, а система общественного транспорта — модернизирована.
«Принятие решения о повышении тарифов — очень сложная задача и непопулярная мера, поскольку касается многих жителей области. Я как хронический пассажир общественного транспорта не в восторге от предстоящего повышения тарифов на проезд. Но хочу ездить в комфортабельных автобусах и с надежным водителем. Уверен, что органы власти вместе с транспортниками найдут компромиссное решение», — прокомментировал Владимир Пеньков.
По его словам, сейчас необходимо от разговоров об оптимизации маршрутной сети Тамбова и «призрачном возрождении невинно убиенного городского электротранспорта» перейти к более активным действиям по вхождению в федеральные проекты по оптимизации пассажирского транспорта.
«Не будет зазорным посмотреть опыт Липецка, Ярославля. Да и Краснодара, который нам теперь совсем не чужой», — констатировал эксперт.