Курский губернатор Роман Старовойт может возглавить Минтранс России
Кандидатура губернатора Курской области Романа Старовойта на должность главы Министерства транспорта России единогласно поддержана комитетом Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. Глава региона был выдвинут премьер-министром Михаилом Мишустиным. Окончательное решение депутаты примут 13 и 14 мая, после чего указ о назначении утвержденных кандидатов подпишет президент.
Роман Старовойт один из губернаторов так называемой «новой волны». Он был назначен руководителем Курской области в 2018 году. До этого чиновник руководил федеральным «Росавтодором», что сразу определило одно из основных направлений его работы в регионе: реконструкция дорог и транспортная реформа.
Пиком транспортной реформы в областном центре стал 2023 год. Он начался с выхода на улицы города новейших автобусов большой вместимости «Волгабас». В течение года обновился практически весь подвижный состав: поставлены троллейбусы «Адмирал» с увеличенным автономным ходом и электробусы КамАЗ.
В июле 2023 года полностью изменена сеть пассажирских перевозок Курска: 92 маршрута заменены на 48; автобусы разделили на категории «магистральный», «городской» и «подвозящий»; доля транспорта высокой вместимости с 17% увеличилась до 40%; пересадки на городском транспорте в течение часа стали бесплатными, а перевозчики практически в полном составе перешли на брутто-контракты.
В 2024 году закончился первый этап модернизации трамвайных путей, считавшихся городской проблемой на протяжении нескольких десятилетий. Трамвай нового поколения «Львенок» начал курсировать по маршруту №1. На остальной части трамвайной сети ведется замена полотна. На это время трамваи замещены автобусами. До конца 2024 года реконструируют более 42 км трамвайных путей, восемь тяговых подстанций и трамвайное депо. Объем инвестиций в проект составит 12,4 млрд руб.
Всего на 2023-2024 годы для Курской области закупят 424 единицы общественного транспорта, из них 34 — трамваи. По улучшению системы пассажирских перевозок регион вышел в лидеры по Черноземью. Успехи Романа Старовойта в сфере транспортных реформ и привели к его предполагаемому повышению.
«Роман Старовойт находится в Москве. Роман Владимирович принял участие в заседании профильного комитета Госдумы, в связи с предложением его кандидатуры на пост министра транспорта Российской Федерации. Комитет Госдумы по транспорту единогласно поддержал его кандидатуру на должность министра транспорта. До иных распоряжений и.о губернатора Курской области назначен первый заместитель губернатора — председатель правительства Курской области Алексей Смирнов», — прокомментировала пресс-секретарь губернатора Курской области Анастасия Рубанова.
В своем выступлении перед профильным комитетом Госдумы Роман Старовойт назвал свои основные задачи на посту министра транспорта: приведение автомобильных дорог в нормативное состояние, надлежащий контроль за искусственными дорожными сооружениями, рост перевозок по международным транспортным коридорам, переход гражданской авиации на новую отечественную технику, сбалансированное развитие морских портов, цифровизацию транспортного комплекса, обеспечение комфортных и безопасных перевозок пассажиров, сообщают в правительстве РФ.
Для Курской области, по словам экспертов, предполагаемый уход Романа Старовойта стал «ожидаемой неожиданностью».
«Регион жил ожиданием второго срока, но второго срока не случилось»
Владимир Слатинов, доктор политических наук:
«С самого прихода Романа Старовойта на пост губернатора регион жил в состоянии раздвоенности. Все понимали, что конечной целью Романа Владимировича является большая федеральная карьера — возвращение в Москву с повышением. С другой стороны, понятно, что политические и экономические субъекты привыкли к какому-то долгосрочному планированию, а Старовойт все-таки был для региона мощным федеральным лоббистом, который заводил какие-то федеральные проекты, определенные деньги. Большинству экономических и политических игроков хотелось бы, чтобы он поработал подольше. Фактор СВО тоже играл свою роль. Я лично до последнего думал, что его не вернут в Москву именно из-за СВО, потому что выдергивать руководителя прифронтового региона — это определенный риск, но все-таки сила лоббизма его связей на федеральном уровне плюс реноме, которое он создал как реформатор транспорта, сыграли свою роль. Регион жил ожиданием второго срока, но второго срока не случилось. В общем, удар довольно приличный».
По словам эксперта, теперь основная интрига для курян — кто займет кресло губернатора: «варяг» или кто-то из местной политической элиты. Роман Старовойт — представитель губернаторов «новой волны». Ее концепция заключается в подборе федеральных и региональных чиновников, зачислении их в кадровый резерв, обучении в так называемой «школе губернаторов» с дальнейшей отправкой в регионы. Успех «на земле» и определяет их карьерный рост.
При этом большинство губернаторов «новой волны» — «варяги». Речь не только о Романе Старовойте, но и о губернаторах Белгородской, Тамбовской и Липецкой областей. Тогда как в Воронежской области, напротив, глава региона Александр Гусев — местный кадр.
С другой стороны, считает Слатинов, в приграничной территории вероятны проблемы с сохранением стабильности системы управления и в целом управляемости. Старовойта забирают из региона, потому что на его территории создана некая система взаимодействия между региональными властями, военными и некоторыми службами по реагированию на проблемы, связанные с СВО, в том числе с обстрелами территорий региона. Но эту систему необходимо поддерживать.
«С точки зрения минимизации рисков предпочтительнее кандидатура местного чиновника, который вовлечен в эту систему. Прежде всего, это Смирнов. Курская область единственный регион, где были разделены должности губернатора и председателя правительства. Смирнов проводит очень большую работу не только в управлении регионом — он занимается координацией с силовиками и преодолением последствий воздействия СВО. При этом Смирнов обучается в «школе губернаторов», что может сыграть в его пользу. Назначение Смирнова не исполняющим обязанности , а врио поможет избежать рисков снижения управляемости в регионе, но при этом будут соблюдены ключевые принципы рекрутинга губернаторских кадров», — пояснил эксперт.
По мнению политолога, регион в любом случае ждут кадровые и управленческие изменения, но их глубина зависит от того, местным ли будет новый губернатор или приглашенным. При этом основные направления развития региона, в любом случае, уже заданы национальными целями, утвержденными президентом до 2030 года. От нового главы зависит, как именно воплотятся эти направления, какой бизнес получит поддержку, какие капиталы каких компаний придут в регион и прочее.
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.
16+. Материал предоставлен Информационным агентством «Медиа Черноземье» (реестровая запись СМИ от 09.11.2022 серия ИА № ФС 77 - 84075, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)).