Эксперты ЦЧР поддержали раскритикованный Минпромторгом законопроект
Министерство промышленности и торговли РФ выступило против депутатского законопроекта, который обязывает торговые точки указывать цену продуктов за круглую единицу — килограмм или литр. Критику предложения ведомство обосновало в письме в Государственно-правовое управление президента, уточняют «Известия». Минпромторг объясняет, что в случае принятия соответствующего закона магазины столкнутся с серьезными расходами при пересчете веса и объема продуктов, что приведет к подорожанию выкладки товара и подготовки ценников, а в результате — отразится и на самих ценах.
Еще одним доводом стало отсутствие необходимости в едином подходе к определенным видам товаров, например, жевательной резинки. В подобных случаях стоимость килограмма или литра, считают в Минпромторге, не важна потребителю. Если ввести единый стандарт фасовки, то не придется сопоставлять цены на идентичные товары разного объема и веса — таково предложение Министерства.
В Роспотребнадзоре также уверены в необходимости доработать предложение парламентариев о «честных ценниках». Законопроект, предполагающий обязательное указание в магазинах стоимости килограмма и литра товаров, в июне внес в Государственную Думу вице-спикер нижней палаты от ЛДПР Борис Чернышов.
РБК Черноземье решил выяснить мнение производителей и экспертов Центрально-Черноземного района (ЦЧР). Представители компаний, производящих продукты, отказались давать комментарии до принятия окончательного решения по законопроекту. Из возможных изменений, которые предлагаются Минпромторгом, следует, что издержки понесут уже не магазины, а производители, которым придется отказаться от привычных для них объемов тар и переделывать упаковки.
Бизнес-омбудсмены, рассуждая о настоящем варианте законопроекта, выступают на стороне потребителей. «Данный законопроект я бы поддержал, поскольку он, во-первых, будет полезен покупателям, которые смогут точно определять ценовую доступность товара. Во-вторых, как следствие первого положительного момента, будет способствовать снижению конфликтных ситуаций между персоналом магазина и покупателями при оплате товара в кассовых зонах магазинов и снизит трудозатраты персонала, так как нужно будет меньше перемещать не приобретенный покупателем товар с кассовой зоны обратно на полку», — рассуждает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Липецкой области Александр Бабанов.
Позицию относительно удорожания выкладки товара в случае принятия законопроекта он считает спорной. «Экспертам не до конца понятно, за счет чего должны увеличиться расходы ретейлеров, если расчет стоимости производится с помощью специализированного программного обеспечения, перенастройка которого не потребует каких-либо существенных финансовых затрат, влекущих за собой рост стоимости товара на полке. В противном случае, почему ранее ретейлеры пошли на такого рода затраты, перейдя от оформление цены на товар в рублях за килограмм/литр на цену в рублях за 100 грамм?» — удивляется уполномоченный по защите прав предпринимателей в Липецкой области.
Издержки торговли не столь велики, чтобы повлиять на изменение стоимости товаров. Что в итоге отразится на росте цен на полках, так это затраты, которые понесут производители при переходе на унифицированную тару (упаковку), чтобы не остаться в убытке. «Общаясь со мной на эту тему, один из экспертов в сфере торговли привел такой пример. В качестве унифицированной тары на, допустим, молоко, будет выбрана бутылка объемом 1 л. Производитель закупал тару объемом 0,9 л. У него остался 1 млн бутылок объемом 0,9 л стоимостью 3,5 руб./бутылка. Таким образом, ему придется утилизировать миллион бутылок на сумму 3,5 млн руб. без учета затрат на утилизацию и транспортных расходов (он не может просто выкинуть тару на свалку). При этом он должен купить миллион новых бутылок объемом 1 л по цене уже 4 руб. /шт. на сумму 4 млн руб. Таким образом, только на замену тары он потратит 7,5 млн руб. А если его фасовочная линия не предусматривает возможность розлива молока в литровую тару? Тогда расходы увеличатся еще на миллионы рублей. В конечном итоге это отразится на кошельке покупателя», — объясняет Бабанов.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Воронежской области Павел Ковалев подчеркивает, что решение об указании цен товаров за килограмм и литр в интересах как потребителей, так и честных производителей и называет его правильным.
«Информация о стоимости товара должна быть предоставлена максимально полно, особенно в таких вещах, которые касаются веса и объема. Данное решение не позволит производителям скрыто, за счет уменьшения упаковки, повышать цены. Единственная сложность, которая может возникнуть у предпринимателей, — необходимость пересчитывать стоимость на литры, килограммы и дописывать лишние цифры в ценники. Что касается единого стандарта фасовки товаров, предложенного Минпромторгом, по моему мнению, это является ограничением свободы предпринимательства. Ведь многие предприниматели успешно реализовывают свой товар на рынке именно благодаря нестандартному и удобному для покупателей характеру фасовки. Также эти предприятия уже поставили и настроили свои производственные мощности по нестандартной расфасовке», — комментирует Ковалев.
Исполнительный директор Института общественного мнения «Квалитас» Александр Романович высказал свою позицию с точки зрения потребителей. Удобство для них, по его мнению, зависит от вида товара. «Что касается продуктов питания, думаю, большинству удобно оперировать целыми метрическими единицами — литр, килограмм. Люди привыкли, что в упаковке молока должен быть литр, а бутылка пива 0,5 л, а не 490 грамм. С непродовольственными же товарами — наоборот: никому не придет в голову продавать цемент по килограммам. Только мешками по 50 кг», — провел параллель исполнительный директор Института общественного мнения. Получается, что покупатель в любом случае должен знать стоимость круглой единицы товара. Законодателям остается решить, будет ли она прописана на ценнике или же понятна благодаря стандартной фасовке.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.
16+. Материал предоставлен Информационным агентством «Медиа Черноземье» (реестровая запись СМИ от 09.11.2022 серия ИА № ФС 77 - 84075, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)).