РБК Воронеж, 17 дек, 12:01

В Воронеже реализуют дорожные проекты без системы умного трафика

Реконструкция и создание новой дорожной инфраструктуры в городе без анализа транспортных потоков и развития общественного транспорта может обернуться бессмысленной тратой денег, считают эксперты
Читать в полной версии
Фото: РБК Черноземье

В мэрии Воронежа объяснили, почему в городе не используют электронную систему моделирования транспортных потоков. Чиновники считают, что ее внедрение позволило бы более эффективно вносить изменения в организацию дорожного движения на улицах города. Но пока вопрос остается открытым из-за отсутствия достаточного финансирования. В то же время городские власти не берутся утверждать, что применение таких технологий сможет повлиять на экономию бюджетных средств.

«Помимо самого продукта моделирования необходимо укомплектовать город датчиками подсчета транспортных потоков для сбора исходных данных, без которых получаемый результат моделирования будет не точен», — пояснили в мэрии.

При этом местные власти отмечают необходимость совершенствования улично-дорожной сети на фоне роста уровня автомобилизации, который приводит к дефициту пропускной способности городских магистралей в пиковые часы — утреннее и вечернее время.

В настоящее время в Воронеже реализуется ряд крупных проектов по реконструкции и строительству дорог. По задумке, они должны привести к улучшению транспортного сообщения и уменьшению пробок. РБК Черноземье попытался разобраться, сможет ли развитие дорожной инфраструктуры без «умных» транспортных потоков дать желаемый результат, или это приведет к противоположному эффекту — трафик станет еще более плотным.

Новые дороги как панацея от пробок

В этом году в Воронеже продолжаются работы по строительству дублера Московского проспекта и Остужевской развязки, а также реконструкции улиц в микрорайоне Шилово. Проекты реализуются за счет специальных казначейских и инфраструктурных кредитов, а также нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Общий объем инвестиций оценивается в более 10 млрд рублей.

Как рассказали РБК Черноземье в мэрии, создание дублера Московского проспекта должно снизить транспортную нагрузку на проспект и ликвидировать пробки. Строительство объекта проходит в три этапа. Первый и второй включал в себя реконструкцию дорожной инфраструктуры участка улицы 60-й Армии от улицы Владимира Невского до Солнечной, а также участка улицы Свободы от путепровода через железную дорогу на 9 Января до пересечения с Кольцовской. На третьем — строительство автомобильной дороги от улицы Антонова-Овсеенко в направлении улицы 60 Армии.

Другой проект — строительство автомобильной дороги от улицы Шишкова до улицы Тимирязева, запланирован с учетом активного жилищного строительства. Как пояснили в мэрии, до строительства новой автомобильной дороги на всей этой территории нового плотно заселенного микрорайона города дорожная сеть была представлена фактически одной улицей — Шишкова, где образовывались серьезные заторы, особенно в часы пик. Предполагается, что новая магистраль позволит избежать заторов в Северном микрорайоне и даст толчок к развитию новых территорий. При этом жители микрорайона смогут попадать с улицы Шишкова на улицу Тимирязева, минуя Московский проспект и улицу Ломоносова, тем самым разгрузив их отдельные участки. В том числе в рамках проекта предусмотрено дальнейшее развитие прилегающих улиц. В частности, реконструкция улицы Ломоносова на участке от улицы Тимирязева до путепровода по улице Бурденко у стадиона «Динамо». Кроме того, будет организовано дорожное движение с подбором переменных фаз светофорного регулирования в утренние и вечерние часы (установка новых программируемых контроллеров и их оптимизация по трафику), а также удлинение фаз работы светофоров на наиболее загруженных направлениях.

Еще один крупный дорожный проект — реконструкция улицы Остужева, которая должна «развести пересекающиеся транспортные потоки на разные уровни». Проект также реализуется в три этапа. На пересечении улицы Остужева с Ленинским проспектом выполнена реконструкция и строительство нового путепровода через железную дорогу, а с улицы Минской возвели развязку по типу «клеверный лист». В этом году стартовал заключительный этап строительства участка от Северного моста до путепроводов через железнодорожные пути. В мэрии объяснили, что интенсивность движения на Остужевской развязке рассчитали с запасом до 2047 года. Это стало обоснованием для принятой схемы реконструкции улицы с организацией шестиполосного движения от Северного моста до автомобильной дороги М-4 «Дон».

Фото: РБК Черноземье

Деньги на ветер

Как считает директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин, решить проблему повышения качества дорожного движения путем строительства развязок и расширения дорог в долгосрочной перспективе невозможно. Такой подход работает в обратную сторону: новые и расширенные автомагистрали достаточно быстро заполняются автомобилями. В итоге транспортная ситуация в городе, как минимум, не улучшается.

«Строительство и расширение дорог проблему транспортной загруженности в городе не решит. Это примерно как бороться с растущим животом методом прокалывания новых дырок на ремне. А новая развязка в городской застройке — это всего-навсего самый дорогой способ перенести пробку в сторону на километр. Чтобы реально изменить ситуацию к лучшему, прежде всего, необходимо развивать надежный общественный транспорт. Причем ключевым тут является обязательность приоритизации этого транспорта и на перегонах, и на перекрестках путем организации системы выделенных, а лучше — обособленных полос. В мире это называется BRT «Bus Rapid Transit» (скоростной автобусный транспорт, — прим. ред.), и бывает как в автобусном, так электробусном и троллейбусном вариантах. Такие решения, насколько я знаю, были предложены и для Воронежа, но никакого конкретного движения по реализации этих проектов пока не предвидится», — прокомментировал РБК Черноземье эксперт.

В случае транспортных проектов всегда надо рассматривать каждый из них по отдельности. А еще лучше — делать математическое моделирование для оценки влияния проекта на ситуацию в районе и городе в целом (особенно, если это крупный инфраструктурный проект), уверен воронежский урбанист Юрий Родионов.

«Глобально все сводится к двум эффектам — передвижение пробки на какое-то количество метров или расшивание бутылочных горлышек. Первое — пустое закапывание денег. Второе — может иметь позитивный эффект для транспортной системы города. Например, дублер Московского проспекта относится к первой категории, потому что, по сути, он упирается в железнодорожную ветку и выводит трафик на улицу 9 Января. Если бы появился еще один переезд через железнодорожные пути, то тогда проект имел бы смысл, но в текущей конфигурации все выглядит бесперспективно. Усугубляет ситуацию отсутствие транспортного моделирования в рамках города», — отмечает эксперт.

Если говорить о микрорайоне Шилово, продолжает он, то здесь проблема в том, что из динамично развивающегося района по факту очень мало возможностей выехать.

«При этом расширение дорог в отсутствии развития приоритета общественного транспорта через шаг уже дает негативный эффект в виде роста автомобилизации, и мы возвращаемся к тому, с чего начинали, — говорит Родионов. — Что касается путей решения проблем транспортного сообщения, то здесь в первую очередь приоритетом должно стать развитие общественного транспорта в городе: проект метробуса, развитие сети выделенных полос и весь комплекс мер, нацеленных на повышение качества перевозок. У нас в городе очень высокий уровень автомобилизации, и очень важно не провоцировать дополнительный ее рост».

Схожего мнения придерживается и директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов. По его мнению, система общественного транспорта в Воронеже нуждается в кардинальной трансформации. В частности, ее необходимо сделать более привлекательной и эффективной, в том числе за счет создания удобных пересадочных тарифов, оптимизации маршрутной сети и даже работы над брендингом пассажирских перевозок.

«Главная цель — перевести максимальное количество горожан с личного автотранспорта на общественный, что позволит существенно снизить загруженность дорог и улучшить транспортную ситуацию в целом. Строительство новых дорог — это лишь частичное и краткосрочное решение, тогда как развитие общественного транспорта — стратегический путь к транспортному комфорту Воронежа», — полагает эксперт. Хотя он считает, что реализуемые проекты, такие как дублер Московского проспекта, Остужевская развязка и реконструкция улиц в микрорайоне Шилово, создадут дополнительные транспортные связи и улучшат маршрутизацию в городе, но переоценивать их влияние на транспортную ситуацию в городе не стоит.

«С отрицательной точки зрения, это предоставление дополнительного пространства для перемещения автомобилей. То есть мы создаем предложение и позволяем спросу расти. Да, это альтернативные маршруты и более комфортные условия передвижения, перенаправление транспортных потоков. Но и провоцирование роста автомобилизации», — констатирует Смирнов.

В следующем году на внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Воронежской области планируют направить 570 млн руб. Как заявил губернатор региона Александр Гусев, всего за последние три года на эти цели было потрачено 671,5 млн руб., из них 28% — средства областного бюджета.

Интеллектуальная транспортная система необходима для сбора полной, оперативной, удобной информации о движении машин, а также текущем состоянии загруженности автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. В ИТС входят различные подсистемы, в том числе мониторинг транспортных потоков, который помогает анализировать движение автотранспорта в реальном времени и реагировать на изменения ситуации на дороге.

Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Объекты на курортах подорожали на 300% за 7 лет. Как на них влияет ставка
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки