РБК Воронеж, 22 ноя 2023, 11:39

Эксперты раскритиковали слова воронежского чиновника о метробусе

Ранее представитель министерства дорожной деятельности региона Сергей Ковылянский заявил, что система BRT не повышает пропускную способность дороги. Так чиновник аргументировал строительство дублера Московского проспекта
Читать в полной версии
Фото: РБК Черноземье

Эксперты оценили заявление воронежского чиновника о пропускной способности метробуса. Специалисты сомневаются, что строительство дублеров без проектирования BRT решит проблему пробок.

Ранее в соцсетях администрации Воронежа появилась запись о строительстве еще одной магистрали, которая должна разгрузить Московский проспект. Речь идет о дублирующей дороге, которая пройдет от Северного леса через Солнечную к Кольцовской. Чиновники считают, что вместе со связкой Шишкова-Тимирязева дорога должна разгрузить Московский проспект.

«Метробус не повысит пропускную способность. Но позволит улучшить скорость для пассажиров. Отсюда проистекает необходимость устройства и этого дублера», — приводят слова представителя министерства дорожной деятельности региона Сергея Ковылянского в аккаунте администрации Воронежа «ВКонтакте».

Директор Центра транспортного планирования Института транспорта Высшей школы экономики, член Экспертного совета Минтранса РФ Павел Зюзин считает, что метробус в Воронеже позволит кратно увеличить провозную способность маршрутов на Московском проспекте. Эксперт подчеркнул, что никакие дублеры этой улице не нужны, если правильно организовать общественный транспорт, но начинать нужно с направления в центр города.

«Единственное уточнение — я бы не брал аэропорт как крайнюю точку этого коридора: сегодня аэропорт не действует и пока неясно, когда он возобновит работу, но даже после этого востребованность поездок в центр города из Коминтерновского района будет кратно выше, чем в сторону северных окраин на выезд из города, и тем более в аэропорт. Основная задача метробуса в Воронеже — связать Северный жилой район с центром. Но сама идея запуска общественного транспорта с приоритетом правильная, это позволит существенно улучшить пропускную способность улично-дорожной сети. Там, где сейчас в часы пик стоят в пробках машины, будут ехать по обособленной полосе автобусы большой вместимости или даже сочлененные автобусы («гармошки»). Строительство дополнительных проспектов не улучшит ситуацию, но этого можно добиться, налаживая работу общественного транспорта», — отметил Павел Зюзин.

Схема инфраструктуры метробуса. Первая очередь. (Изображение: документ «Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры администрации Воронежа»)

Специалист напомнил, что дополнительно дать приоритет автобусам можно с помощью интеллектуальной транспортной системы. Например, создать «зеленую волну» светофоров на выделенной полосе. В результате утром транспорт будет быстрее двигаться с окраин к центру города, а вечером — наоборот.

Павел Зюзин заметил, что похожая ситуация сложилась в Тюмени, Тольятти и Махачкале, но Воронеж — самый крупный город с такими транспортными проблемами. Эксперт считает, что стоит сделать ставку на безрельсовый транспорт и дать приоритет движения автобусам и троллейбусам. Специалист напомнил, что в Воронеже никогда не проектировали метрополитен, а трамвайная сеть «безвозвратно утрачена». Во Владивостоке, Нижнем Новгороде, Волгограде, Красноярске или Новосибирске для перевозки пассажиров успешно используют железнодорожные узлы, но в Воронеже станции не соотносятся с жилыми районами.

«Традиционно в массовых перевозках нишу между метро и электричками с одной стороны и автобусами и троллейбусами с другой занимают трамваи. В соседних с Воронежем Липецке и Курске в разгаре программы по реконструкции и достройке сохраненных там трамвайных сетей. В Воронеже же трамвайная инфраструктура была безвозвратно утрачена около 20 лет назад: снесены все три депо, контактная сеть и многие подстанции, застроены землеотводы линий и площадки под разворотные трамвайные кольца. В документах транспортного планирования от «РосдорНИИ» выработан лучший путь инноваций — формирование коридоров с приоритетом общественного транспорта, который в документе называют «метробус», а в международной практике — bus rapid transit (BRT). Вырабатывая эти рекомендации для Воронежа, специалисты опирались как на обширный опыт применения таких коридоров в странах Латинской Америки и Азии (прежде всего, в городах Китая и Индии), так и на реализованный несколько лет назад первый в России аналог на улице Щорса в Белгороде. Значительно более протяженные сети выделенных полос уже внедрили в Саратове и Казани, они хорошо показывают себя на практике», — заявил Павел Зюзин.

Схема инфраструктуры метробуса. Вторая очередь. (Изображение: документ «Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры администрации Воронежа»)

Сопредседатель воронежского регионального отделения МОО «Город и транспорт» Юрий Новиков также считает, что вопросы реконструкции улиц 60-й Армии и Солнечной никак не связаны с Московским проспектом. Он напомнил, что пропускную способность дороги можно считать по разным методикам, но стоит делать упор на количество перевезенных человек, а не на количество машин. Если измерять «в людях», то метробус повысит пропускную способность дороги в 2-3 раза. Главное — BRT вернет предсказуемость общественному транспорту, а это важно для бизнеса и обычных горожан.

«Непонятно, откуда взялась эта забавная мантра про строительство дублеров, но, скорее всего, вопросы увязаны в одну кучу для того, чтобы объяснить, почему с начала 2022 года не сделано ничего для проектирования метробуса (точнее — для реконструкции Московского проспекта). Вопрос в том, что пресловутые дублеры будут выполнять свои функции, а Московский проспект все больше и больше останавливаться, так как новые строительные объекты повиснут на нем, а до дублеров от них будет 2-3 км. Метробус — первоочередная задача в транспортном планировании, а отнюдь не дублеры, которые на самом деле локальные улицы внутрирайонного значения и останутся ими, пока не восстановят связанность улично-дорожной сети в правобережной части города», — подчеркнул Юрий Новиков.

Ранее о проекте метробуса РБК Черноземье в интервью рассказывал создатель проекта — начальник центра развития городских транспортных систем Российского университета транспорта Владимир Пащенко. Инженер объяснил, что первая очередь метробуса должна находиться в пределах города и доказать свою эффективность, а затем можно продолжить пути в Рамонский район. Никаких специальных метробусных маршрутов не планируется: там будут курсировать обычные автобусные маршруты: например, №49 или 9кс.

На проект воронежского метробуса потребуется около 27 млрд рублей. На эти деньги построят обособленную проезжую часть длиной около 14 км, выделенные полосы по оси (16 км) и в правой части дорог (26,6 км). Для пассажиров создадут 62 остановки и 110 комплексов специализированных посадочных площадок. Также нужно будет построить новый путепровод на Московском шоссе (в створе автодороги А-134) на повороте в поселок Ямное.

Дорогу для скоростного движения общественного транспорта проложат от главного корпуса ВГУ до остановки «Памятник славы», а потом — до аэропорта. Если проект согласуют, первую очередь хотят закончить в 2025 году, вторую — до 2030 года.

Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.

Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Банкротство девелоперов и нехватка технологий: как меняется экономика КНР
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору