Воронежская область, 24 окт 2016, 17:11

«Цена контроля»: как эксперты изучали нагрузку на воронежский бизнес

Экспертный комитет при ТПП области изучил влияние надзора на бизнес-климат в регионе
Читать в полной версии

Экспертный совет при Торгово-промышленной палате Воронежской области (ТПП) подготовил исследование мнения предпринимателей об административной нагрузке на бизнес и о работе контрольно-надзорных органов в целом. Методика анкетирования соответствовала подходу, который используется для составления Национального рейтинга состояния инвестклимата в регионах России. Хотя в целом результаты исследования оказались благоприятными для региона, их интерпретация вызвала дискуссию о необходимости проверок в целом.

«Мы должны снижать риски»

Тон заседанию предпринимательского экспертного комитета, собравшего в пятницу, 21 октября, представителей региональных властей и контрольных органов, задали представители Аналитического центра при правительстве России. По словам заместителя руководителя организации Михаила Прядильникова, она станет проектным офисом в реализации реформы контрольно-надзорных органов, задуманной российскими властями. Опыт, полученный при взаимодействии с местными экспертами, поможет при планировании и проведении изменений.

В целом в Воронежской области наблюдается «тренд на повышение». С середины 2000-х годов темпы роста ВРП региона превышали среднероссийские, а два падения – в кризисных 2009 и 2014 годах – были не такими сильными, как в остальных областях Центрального федерального округа (ЦФО) и в среднем по стране, рассказал Михаил Прядильников.

Еще один представитель Аналитического центра – замначальника управления по региональной политике и развитию Дальнего Востока Антон Стешенко – отметил среди положительных трендов Воронежской области «хорошую инвестиционную стабильность».

– В целом структура инвестиций сбалансирована и существует большой набор отраслей, которые поддерживают инвестиционную активность. Это один из положительных трендов, которые тоже характеризуют Воронежскую область в ЦФО, – пояснил он.

Антон Стешенко напомнил, что на фоне сокращение финансовой поддержки национальной экономики субъекты страны должны искать новые резервы повышения эффективности экономики и ее роста. Воронежская область опережает соседей по росту производительности труда – в среднем динамика на 30% выше, чем по России. Антон Стешенко рекомендовал воронежским предпринимателям переориентировать работу с повышения конкурентоспособности внутри региона на внешние рынки, в том числе за пределами России.

Еще одним инструментом поддержки предпринимательства должна стать как раз реформа контрольно-надзорной деятельности. Ее смысл, как объяснил Михаил Прядильников, будет заключаться во внедрении риск-ориентированного подхода. Он состоит в обнаружении и предупреждении рисков в работе предприятий. Соответственно, изменится и оценка эффективности проверяющих органов. Их работа будет оцениваться не по количеству проверок и выписанных штрафов, а по снижению рисков и материального ущерба для населения. Проект предусматривает и уменьшение административной нагрузки на бизнес.

– В этом плане то, что делает воронежская ТПП – оценка мнения предпринимателей, – будет делаться и на федеральном уровне. У нас будут показатели, которыми можно измерить, насколько у предпринимателей административная нагрузка снижается, – добавил Михаил Прядильников.

«Вполне нормальный, приемлемый уровень»

Чтобы определить, насколько сильно проверки отражаются на воронежском бизнесе, экспертный комитет ТПП провел четыре анкетирования предпринимателей региона. Они касались общей административной нагрузки, контрольно-надзорной деятельности, ответственности за административные правонарушения и доверия к судебной системе.

По словам инициатора проекта, председателя экспертного комитета Александра Калтыкова (управляющий партнер группы компаний «Основа»), исследование показало «вполне нормальный, приемлемый уровень» во взаимодействии предпринимателей и контролирующих ведомств. Так, в первом полугодии 2016 года с различными проверками столкнулись около 65% участников опроса, причем у 60% из них прошли от одной до трех проверок. Чаще всего продолжительность проверки составляла от трех до пяти дней. Однако почти 15% участников опроса пожаловались на проверки длительностью более 20 дней.

Чаще всего, по мнению участников опроса, проверки инициировала Федеральная налоговая служба (более 35% ответов). Почти 40% опрошенных назвали требования налоговиков наиболее обременительными для бизнеса.

– Безусловно, цель налоговых органов – это риск-ориентированный выбор под проверку наиболее серьезных нарушителей. И поэтому наши проверки заканчиваются взысканиями в 3,5 млн рублей в Воронежской области и 6 млн рублей в среднем в России на одну проверку. Она затратная, каждый человек скажет: лучше пусть 100 МЧС придет, чем одна налоговая. Но ведь мы начисляем неуплаченные ранее налоги, то есть возвращаем кредит, незаконно взятый у государства. ФНС и будет самой активной, потому что налоговый учет ведут все, – прокомментировал эти цифры руководитель регионального управления ФНС Сергей Дуканов.

Впрочем, сотрудники МЧС чаще всех (25% ответов) предъявляли к предпринимателям «неисполнимые» требования, заведомо предопределяющие вынесение наказания. Второе место занял Роструд (13,9%), третье – Роспотребнадзор (11,1%).

– Неисполнимых требований нет, – вступился за свое ведомство и за коллег глава воронежского управления Роспотребнадзора Игорь Механтьев. – Может быть, люди чего-то не понимают? И всех, кого опрашивали, их действительно проверяли? Если опрашивали тех, кого не проверяли – это же их мнение. Оно может быть основано на багаже их знаний и опыта, который был когда-то давно.

Председатель экспертного комитета Александр Калтыков отметил рост доверия к судам: 84,7% опрошенных бизнесменов готовы подавать иски, если их права нарушены. Оценивая судебную систему, почти 75% участников опроса отметили, что большинство предпринимателей станут обращаться в суд при ущемлении их законных прав органами власти. При этом больше 80% предпринимателей уверены, что судьи будут не формально вникать в их проблемы при рассмотрении таких споров: 6,6% респондентов оценили свои шансы в разбирательстве как высокие, 74,2% посчитали, что их успех в суде зависит от предмета разбирательстве. По России соответствующие цифры составляют 3,8% и 43,8%. При этом четверть опрошенных назвали уровень российской законодательной базы низким или очень низким.

«Предприниматель и потребитель давно вошли в сговор»

Результаты анкетирования участники заседания интерпретировали по-разному. Главный воронежский налоговик Сергей Дуканов предложил вообще упразднить большую часть проверок для бизнеса.

– Необходимо отказаться от любого государственного контроля за деятельностью бизнеса за исключением тех направлений деятельности, которые в государстве играют первостепенную роль – жизнь, здоровье, безопасность. Все! – предложил он.

По его словам, существующие методики контроля над бизнесом являются «поверхностными и схоластическими», поскольку ориентированы на наказание за нарушения, а не на их предотвращение.

– Как в лес пошел за грибами – нет вероятности того, что соберешь все. В теплице – да, соберешь. Но это не имеет никакого практического значения. Мы проверяем кафе, как соблюдаются правила гигиены, предположим, или качество приготовления пищи, мы проверяем колбасу по содержанию мяса, но прекрасно понимаем, что эти контрольные мероприятия не имеют никакого практического значения для потребителя, для нашего государства. Я предлагаю простой вариант, как в Великобритании – никакого контроля! Поэтому и нарушений нет, – добавил он.

Ему возразила руководитель департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Галина Абричкина. По ее словам, ни предприниматели, ни потребители «не готовы» к отмене госконтроля в отсутствии сложившейся традиции взаимного доверия.

– С одной стороны, я согласна, что проверок у нас много и они какие-то такие точечные и спонтанные, по крайней мере, до прошлого года. С другой стороны, я искренне считаю, что к резкой отмене контроля наше общество еще не готово. Как только человек получает слабину, он сразу начинает экономить. Промышленников проверять можно и меньше, а вот в тех моментах, где мы говорим о риск-ориентированном подходе, то любой вам скажет, что здоровье нации – это самое главное. Скажите, пожалуйста, кто из вас готов ходить в кафе, которое ни разу не подвергалось проверке со стороны качества пищевых продуктов или способа приготовления? Я не готова, – призналась она.

– В Лондоне в «Макдональдсе», качество продуктов питания оказалось ниже, чем в «Макдональдсах» Москвы. Я не переживаю по этому поводу. Они даже не знают, что в Москве качество лучше. Предприниматель и потребитель уже давно вошли в сговор друг с другом. Я иду покупать ботиночки – я смотрю, я иду покупать продукты – извините, я нюхаю. Почему? Потому что может быть все: вместо ботиночек тапочки, а вместо пирожного может быть все что угодно. К сожалению, если человек идет и доверяет этому бизнесу во всем, вся и везде, ну ради бога… – парировал Сергей Дуканов.

В итоге участники дискуссии сошлись на том, что исследования, подобные опросу экспертного комитета ТПП, позволяют лучше определить направления взаимодействия бизнес-сообщества и государственных органов.

– Ни для кого не секрет, что предприниматели идут в ту юрисдикцию, где им более комфортно по налогам, где более комфортно работать с органами исполнительной власти, администрацией. Мы должны создать в России налоговую гавань, где предпринимателю будет комфортно работать. Он должен понимать, когда и кто нему придет, что он должен совершить, чтобы пришли к нему внепланово. Он должен это понимать на самом начальном этапе, – резюмировал общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Воронежской области Дмитрий Остроушко.