Черноземье, 25 июн 2021, 11:25

Закрытое небо. Как недавние решения Росавиации коснутся туристов из ЦЧР

Эксперты туристического рынка и юристы — о рисках и защите потребительских прав в условиях «турбулентности» авиаперевозок
Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

На этой неделе из заявления Росавиации стало известно, что ожидаемое открытие авиасообщения с Турцией не затронет воздушные гавани Черноземья — рейсы в Турцию будут выполняться из 32 городов, из ЦФО полетные программы в этом направлении есть только у Москвы, Жуковского и Брянска. Для многих участников рынка такой выбор федерального воздушного агентства стал неожиданностью. В пресс-службе Международного аэропорта «Воронеж» имени Петра I воздержались от комментариев, отметив, что Росавиация не предоставила участникам рынка никакой мотивировки своего решения. При этом большинство авиаперевозчиков, летающих из Черноземья, в ожидании решения по Турции пребывали буквально в «готовности №1». На странице белгородского аэропорта рейсы в Турцию, с пометкой о рекламном характере информации и возможных изменениях, планировалась пятью авиакомпаниями начиная уже с 22 июня. О наличии авиакомпаний, готовых выполнять рейсы в этом направлении, заявили и в воронежском аэропорту. «Антиковидная» логика в решении Росавиации также не просматривается — очевидно, что при наличии альтернативы в виде вылета из Москвы, например, потенциальные путешественники ею воспользуются, что чревато лишь обострением и так неблагополучной эпидситуации в столице.

Впрочем, воздушные гавани Черноземья не теряют надежды, что ситуация изменится, и готовы оперативно начать вопросы согласования летного расписания, как только будет принято соответствующее решение. Весь вопрос в том, дождутся ли этого авиакомпании или переориентируются на работающие и более выгодные направления во избежание серьезных убытков.

Чуть ранее, в начале июня, Росавиция совместно с Ростуризмом анонсировали еще одно ограничение на зарубежные вылеты с целью пресечь полулегальные перевозки так называемыми грузопассажирскими рейсами, из-за чего в «красной зоне» оказались более 40 тысяч путевок на Кипр. Ни одно из ведомств не ответило на запрос РБК Черноземье о том, сколько таких вылетов было сделано из Черноземья.

Эксперты отмечают, что грузопассажирские рейсы стали своеобразным лайфхаком для участников рынка, желающих обойти запреты на авиасообщение с курортными странами. «Термин "грузопассажирские перевозки" — это не что иное, как постпандемийный продукт. По факту, и до эпидемии все авиаперевозки были грузопассажирскими, так как перевозили пассажиров и их багаж. Они подразделялись на чартерные (когда туроператор выкупал места на регулярных рейсах либо осуществлял перелет туристов на собственных «крыльях») и регулярные (совершаемые по определенному расписанию и предназначенные для всех, а не только для туристов — клиентов туроператоров). У тех и других был оформлен допуск к осуществлению перелетов от Росавиации. «Грузопассажирские» авиаперелеты, появившиеся в условиях пандемии, получали допуск от Росавиации на ограниченное количество рейсов, который мог быть отозван в любой момент, и не предназначались для использования в туристических целях. Добиться возврата потраченных на билеты денег в случае отмены такого рейса крайне сложно, если не невозможно», — пояснила менеджер по туризму ТТК «7 ветров Новороссийск» Эмма Рудынская. ФАВТ неоднократно публиковал на своем сайте информационные письма, в которых упоминал о недопустимости формирования турпродукта на базе «грузопассажирских» рейсов. Пользоваться подобными перелетами имеют право только определенные категории лиц, подтвердив это соответствующими документами: иностранные граждане; лица, которые должны воссоединиться с семьей на Родине; граждане, летящие на работу или лечение и т.д.

Однако, как отметила пресс-секретарь компании «Система туризма «Можайка.ру» Анна Багирова, даже после рекомендации Ростуризма воздержаться от покупки туров на «грузопассажирских» рейсах, спрос на них не снизился. «Конечно, реализация и формирование туров на таких перелетах — схема полулегальная, но перевозчикам и туроператорам нужно как-то работать в сложной для туризма ситуации, а гражданам страны — куда-то ездить в свой законный отпуск. Особенно тем, кто уже второй год ждет возврата средств за туры с начала пандемии. Здесь выигрывают обе стороны. Но и рискуют тоже — обе, — признала Анна Багирова. — Согласие на такой вылет Росавиация может дать как за неделю до начала тура, так и в день вылета. Однако путешественников это не останавливает, а туроператоры в случае отмены дают возможность оперативно перебронировать все на другие даты или страны».

Наконец, в условиях пандемии «турбулентность» воздушных перевозок затронула и казавшиеся гарантированными регулярные рейсы. Такие прецеденты уже случились в воронежском аэропорту с рейсами на Каир и Баку — первые перенесли, а вторые просто отменили. Что в этом случае делать купившим билеты и какую стратегию защиты своих прав выбрать?

Управляющий партнер ЮК «Центральный округ» Дмитрий Просвирин обращает внимание на то, что перенос рейса не означает неоказание оплаченной услуги, поэтому имеет смысл не отказываться от тура, а воспользоваться предложенной перевозчиком или туроператором альтернативой. В случае форс-мажоров с чартерными, регулярными и даже «грузопассажирскими» рейсами турист сможет восстановить свои права, но с высокой долей вероятности — с задержкой возврата денег и потенциальным судебным спором. «Разница лишь в том, к кому следует предъявлять соответствующее требование: к перевозчику, в случае покупки только авиабилетов, или туроператору, при покупке турпакета целиком, — поясняет Дмитрий Просвирин. — Исключением из этого правила видится ситуация, когда билеты были куплены отдельно от гостиницы и прочих связанных сервисов, или у туриста имеются последующие стыковочные рейсы иного перевозчика. Турист хотя и не будет лишен права отказа от услуги, но компенсация будет произведена за минусом реально понесенных туроператором расходов, а это, как правило, 85-90% всех уплаченных денег. Возврат платы за билеты на стыковочный рейс также будет возможен только при покупке соответствующего тарифа».

Подписывайтесь на РБК Черноземье в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и мессенджере Telegram.

Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии