Что не устроило экспертов Минтранса в транспортном проекте Воронежа
На заседании, которое прошло 16 июня в Москве, были рассмотрены проекты трех регионов и трех городских агломераций: Воронежской области и Воронежа, Удмуртской Республики и Ижевска, Республики Карелия и Петрозаводска. По каждому региону обсуждали комплексную схему организации транспортного обслуживания или организации дорожного движения (КСОТ и КСОДД) и программу комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ).
В результате экспертный совет Минтранса России отправил документы транспортного планирования Воронежской области и Воронежской городской агломерации, а также других регионов на доработку. Протокол заседания оказался в распоряжении редакции. Эксперты рекомендовали подумать о сценарии с легкорельсовым транспортом, определиться с целями и обсудить социальный стандарт. Ранее разработчик рассказывал: этот вариант рассматривали, но власти не утвердили предложенный сценарий.
Часть замечаний по Воронежской области и областному центру касались оформления проектов, другая — показателей и методик расчета. Например, эксперты отметили, что в программе развития транспортной инфраструктуры региона не хватает данных о пропускной способности и интенсивности железнодорожного движения. Нарекания экспертов вызвал и раздел с основной информацией об автодорогах региона: пропускная способность, интенсивность и средняя скорость движения в разных направлениях, места скопления ДТП, есть ли паспорта у дорог. Эксперты Минтранса предложили уточнить информацию о количестве машин в регионе, численности и плотности населения.
«В разделе о межрегиональных автобусных перевозках приведены ретроспективные сведения тридцатилетней давности, актуальность которых не обоснована», — говорится в замечаниях специалистов Минтранса.
Важное уточнение касалось математического моделирования транспортной системы — расчета пассажирских и транспортных потоков. Эксперты пометили это замечание как «принципиальное». Они заявили, что авторы проекта представили транспортную модель на 2022 год, но нужно сделать прогноз на будущее для разработанных сценариев организации транспорта, причем это касается как области, так и города.
Еще одно «принципиальное замечание» — в документах не было методик расчета целевых показателей или ссылок на нормативные документы, а без этого оценить, какой сценарий развития транспорта стоит выбрать, невозможно.
Кроме того, специалисты дали пять общих рекомендаций по разработке документов. В общих рекомендациях специалисты Минтранса заметили, что в документах нет сценария развития легкорельсового транспорта в Воронеже. Нет и социального стандарта, по которому общественный транспорт будет обслуживать людей. Речь идет о пешеходной доступности остановок, надежности транспорта, комфортабельности автобусов и их заполненности в часы пик. Авторы проекта предложили изменить маршруты, но в предложенном варианте многие из них дублируют друг друга. Еще одно важное уточнение экспертов — показатели, которых предлагают достичь в двух документах (ПКРТИ и КСОТ), не совпадают.
Информации по городу в целом в документе оказалось недостаточно: авторы проекта привели цифры по Воронежской области, никак не обосновав актуальность этих показателей для областного центра. Также в работе совсем нет упоминаний о случаях, когда общественный транспорт нарушал правила обслуживания. Эксперты подчеркнули, что этот анализ важен, чтобы оценить существующую ситуацию.
Ранее представитель разработчика заявил РБК Черноземье, что доработка — обычная практика при обсуждении таких документов. С ним согласился и директор Центра транспортного планирования Института транспорта Высшей школы экономики, член экспертного совета Минтранса РФ Павел Зюзин.
«Решения экспертного совета по разработке документов транспортного планирования при Минтрансе РФ носят рекомендательный характер, они нужны в помощь властям субъектов — заказчикам таких документов — при приемке работ. Это стандартная практика, 90% обсуждаемых документов рекомендуют направить на доработку, это не нонсенс, Воронеж здесь не первый и не последний. Основная польза от такой практики — члены экспертного совета в письменном виде предоставляют замечания и предложения, основываясь как на собственном опыте разработки аналогичных программ, так и на лучшем опыте других городов и субъектов РФ», — сказал Павел Зюзин.
Начальник центра развития городских транспортных систем Российского университета транспорта Владимир Пащенко прокомментировал РБК Черноземье важное замечание экспертов, касающееся легкорельсового транспорта.
«Было замечание о том, что не исследован сценарий с рельсовым пассажирским транспортом в Воронеже, хотя это неправда: проект «Городской поезд» включен в перечень мероприятий и реализуется в городе. В этом году построят две железнодорожные платформы. Мы изучали сценарий с легкорельсовым транспортом, но в утверждаемый вариант документов транспортного планирования он не вошел — заказчик не принял создание новой городской рельсовой системы. Предстоит устранить некоторые замечания экспертов, но на выводы это никак не повлияет», — отметил эксперт.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.