Черноземье, 28 мар 2023, 15:48

Чаевые без согласия: вправе ли рестораны включать пункт «за обслуживание»

По словам экспертов, необоснованно начисленные дополнительные платежи в счете заказа клиента грозят организациям общественного питания штрафом и потерей репутации
Читать в полной версии
Фото: ru.freepik.com

В настоящее время рестораны и кафы в России обязаны указывать в общую сумму чека только стоимость заказанных блюд из меню. Однако в Воронеже некоторые заведения общепита до сих пор не оставляют попытки так или иначе заставить клиента заплатить «сверху». Как правило, это 10% от общей суммы заказа. РБК Черноземье пообщался с экспертами и узнал, насколько это законно и могут ли рестораторы требовать от посетителя «финансового поощрения» за обслуживание.

Как рассказали в управлении Роспотребнадзора по Воронежской области, с 1 января 2021 года действуют «Правила оказания услуг общественного питания», в которых четко прописан запрет на включение в одностороннем порядке в счет дополнительных платежей: чаевые, комиссии, доплаты, и другие вознаграждения для заведения. Соответствующее постановление утвердило правительство РФ. Так, согласно документу цена на услуги общественного питания должна определяться исключительно стоимостью продукции, указанной в меню. Иными словами, включать плату за еду и напитки.

Вместе с тем рестораны и кафе могут оказывать дополнительные услуги, но клиента обязательно должны предупредить об их стоимости. Причем их выбор и оплата посетителем дело добровольное. «Организации общественного питания вправе с согласия потребителя на оплату чаевых отразить их в чеке в качестве выручки, в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники», — пояснили в ведомстве.

Навязанные проценты: платить или нет

Оставить чаевые — это исключительно право посетителя, а не его обязанность, отмечают в Роспотребнадзоре. Поэтому, если в счет включили дополнительные проценты за обслуживание, гость ресторана в любой момент может отказаться от навязанных услуг и потребовать возврата уплаченной суммы. Когда официант или администратор игнорируют такую просьбу, надзорный орган рекомендует составить письменную претензию на имя руководителя заведения общепита. Также при отказе в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке спор может быть решен в рамках судебного производства.

Управляющий партнер воронежской ЮК «Центральный округ» Дмитрий Просвирин, в свою очередь, подчеркивает, что в большинстве случаев вопрос можно решить в пользу клиента сразу на месте (в ресторане). Достаточно напоминать сотрудникам о том, что обязательная плата за обслуживание противоречит закону. Во-первых, рестораторы, как правило, не хотят портить свою репутацию. А во-вторых, судебное разбирательство влечет за собой издержки, минимальный размер которых сегодня составляет от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.

«Вероятно, из-за несопоставимых репутационных потерь для заведения количество споров с потребителями по данной категории дел ничтожно мало. Но все они, при должной доказательственной базе, заканчиваются в пользу потребителей. Не стоит забывать и о риске привлечения заведений общепита к административной ответственности за нарушение закона о защите прав потребителей применительно к п.2 ст.14.8 КоАП РФ», — резюмировал Просвирин.

Согласно КоАП РФ за навязывание допуслуг и неожиданные строки в чеке штраф для юрлиц составляет от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, а для должностных лиц — от 1 тыс. до 2 тыс. рублей.

Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен,  RuTubeTelegram.

16+. Материал предоставлен Информационным агентством «Медиа Черноземье» (реестровая запись СМИ от 09.11.2022 серия ИА № ФС 77 - 84075, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)).

Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Зарплата курьера достигла ₽180 тыс. Что будет дальше с рынком доставки
Pro
Что такое «брошенная корзина» и как вернуть покупателя
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители