Черноземье, 29 мар, 16:50

Черноземье не отличается высокой цифровизацией транспортной логистики

Процесс цифровизации пока получил частное распространение
Читать в полной версии
Фото: РБК Черноземье

Некоторые компании региона активно используют электронный документооборот, который ускоряет логистические процессы. Но цифровизация на уровне перевозок на дальние расстояния — внедрение беспилотных транспортных средств — не считается возможной. Сегодня их применяют только в узкоспециализированных аграрных процессах.

На круглом столе РБК Черноземье эксперты обсудили значимость цифровизации отрасли в современных реалиях, управление рисками, внедрение инструментов цифровизации в бизнес-процессы и рынок труда в транспортной сфере.

Видео: РБК Черноземье

Цифровизация транспортно-логистических процессов

В 2023 году объем трафика электронных документов в транспортно-логистической отрасли составил около 3 млн. Цифра оказалась значительно меньше прогнозов Минтранса. Руководитель проектов ЭПД (электронные перевозочные документы) ООО «Такском» Сергей Жуков видит этот показатель весьма позитивным, так как сфера только развивается и некоторые участники процесса полностью ее не освоили, например, механики и водители.

«Система работает уже два года, и объем постепенно растет. Процесс развития можно сравнить с системой ЭДО, там рынок также динамично рос, и сейчас около 50% компаний обмениваются первичными документами в электронном виде», — рассказал руководитель проектов ЭПД ООО «Такском» Сергей Жуков.

Сейчас ЭПД тестируется и на рынках внешней торговли. Уже разработаны специальные документы — CMR и коносамент — их поддержал подрядчик Минтранса.

В Белоруссии запущена платформа электронные биржевые торги. Там предприятия в дистанционном формате могут заключать договоры по купле-продажи на внутреннем и внешних рынках. Всего в 2023 году сервисом воспользовалось 38 государств. По словам, начальника управления внешнеэкономической деятельности ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» Александра Башлия, продажи в страны Европейского Союза сократились, сейчас Россия и Китай — главные торговые партнеры Белоруссии. Также платформой успешно пользуются бизнес Азербайджана и Узбекистана.

Фото: РБК Черноземье

Цифровизация отрасли происходит и на уровне перевозок, уже сейчас тестируются беспилотные транспортные средства по маршруту Москва — Санкт-Петербург. В агарном секторе активно используются беспилотные сельскохозяйственные машины. Однако основатель компании «Международный транспортный сервис» Герберт Ромберг не видит во внедрении беспилотников полного закрытия потребностей компаний и автоматизации процесса ввиду многокилометровых логистических маршрутов страны и сложной проходимости дорог в зимний период.

По оценкам руководителя индустриального парка «Перспектива» Андрея Чекурина, процесс цифровизации проходит медленными темпами — многие компании продолжают вести бумажный документооборот. Также он отметил проблему оцифровки расходов — большинство малых и средних предприятий неправильно считают затраты на бизнес-процессы.

«В нынешней ситуации мы пытаемся стандартизировать бизнес-процессы: нужно показать успешные практики в разных отраслях. И после этого только внедрять продвинутые инструменты цифровизации», — поделился эксперт.

Фото: РБК Черноземье

Ситуация на рынке труда в сфере транспорта

Сегодня индекс соотношения резюме и вакансий в сфере транспорта равен 2,5-3. Это означает, что на одну открытую вакансию приходится примерно три резюме. Что значительно меньше показателя 2021 года, тогда индекс составлял десять. Средняя заработная плата работников транспорта и логистики в нынешнем году выросла до 80 тыс. рублей. А некоторые компании по обслуживанию транспорта готовы предложить соискателям 100-120 тыс. рублей. Что касается особых требований к кандидатам в условиях цифровизации отрасли, то их практически нет. Такими данными поделился председатель комитета по кадровой политике в сфере предпринимательской деятельности ТПП Воронежской области Вячеслав Боричевский.

Причинами дефицита кадров в отрасли эксперт назвал демографическую яму, отток мигрантов и необходимость работников транспортной отрасли в новых субъектах. Для решения проблемы нехватки работников он предложил использовать успешные практики компаний: привлекать пенсионеров, удерживать персонал через вовлеченность, а также автоматизировать процессы и привлекать наставников.

«Работая с большим числом водителей нашей страны, мы получаем обратную связь. Водители устают морально, а не от работы. Поэтому нужны локации для отдыха», — рассказал основатель компании «Международный транспортный сервис» Герберт Ромберг.

Заместитель директора по корпоративному страхованию филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Воронежской области Григорий Мальцев предложил создать в Воронежской области структуру, которая позволит водителям хорошо отдыхать и проводить время, — это повысит престиж профессии. Также он отметил, что для молодого поколения важны комфортные условия труда. Поэтому на это стоит обратить внимание не только для удержания имеющихся кадров, но и для привлечения новых.

Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.

Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Как составить план на день исходя из ценностей: пирамида Франклина
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
10 поводов попасть в черный список Центробанка и 2 способа выйти из него